02:45, 15 февраля 2012 года

Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности Ставропольского края: итоги реализации в 2011 году

На Ставрополье реализуется Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности, потребительского рынка на период до 2020 года. Основной задачей отрасли является развитие производства пищевых продуктов, включая напитки, уменьшение диспропорции между сырьевой базой и действующими мощностями переработки, увеличение их объемов реализации.

Индекс производства пищевых продуктов и напитков достиг в прошлом году более 110 процентов, опередив Ростовскую область и Краснодарский край, где этот показатель соответственно 102,2 и 105,1 процента. В течение трех лет эти темпы роста сохранены по большинству основных продуктов питания. Выпуск мяса и субпродуктов, колбасных изделий, полуфабрикатов мясных охлажденных и замороженных, масла сливочного, муки, круп увеличен на 18-32 процента. Производство макаронных изделий возросло в 1,9 раза, фруктовых и плодоовощных консервов - в 1,4 и 2,2 раза, минеральной воды - на 13 процентов. Заслуживает внимания переработка сахарной свеклы. Сахара получено около 78 тысяч тонн - почти вдвое больше прошлогоднего. Бесперебойно работают хлебозаводы края, сохранив объемы производства на уровне прошлых лет. На многих предприятиях проводится работа по расширению ассортимента выпускаемой продукции за счет применения инновационных технологий.

Например, впервые в России в Светлограде налажено производство макарон из кукурузной муки. Сделан серьезный шаг и на предприятиях по переработке молока. Освоена уникальная современная технология ультрапастеризации молока на ОАО «Молочный комбинат «Ставропольский» и ООО «Пятигорский молочный комбинат». Кроме того, на первом предприятии стали выпускать низколактозное молоко, на втором - запущена линия по производству молока в индивидуальной упаковке для дошкольных и школьных учреждений, что позволит удовлетворить потребности этих заведений в полном объеме.

Еще один пример внедрения инновационных перерабатывающих технологий - ООО «Кубанская Долина». В Новоалександровском районе запущены линии по производству овощных маринадов и компотов, соусов, повидла, варенья, конфитюра, а также асептическая фасовка в мешки типа «Bag-in-box» объемом от 0,25 до 3 литров.

В отрасль за период с 2009 года привлечено около десяти миллиардов рублей. Они вложены в мясное производство, мукомольно-крупяную промышленность, молочную индустрию, в том числе для дошкольных и школьных учреждений, а также на выпуск минеральных вод, безалкогольных и спиртных напитков.

Торговля - своеобразный индикатор, который безошибочно сигнализирует о благосостоянии общества. Это одна из важнейших сфер жизнеобеспечения. Потребительский рынок занимает ведущее место в системе краевых рынков, его доля в ВРП составляет более 20 процентов. Потребительская сфера оказывает сильное влияние на формирование и рост доходной части бюджета Ставропольского края. В прошлом году в бюджеты всех уровней от организаций оптовой и розничной торговли поступило более одиннадцати процентов всех налоговых платежей - свыше шести миллиардов рублей. Это второе место после обрабатывающей промышленности. Объем инвестиций в оптовую и розничную торговлю за последние три года составил более 6,4 млрд рублей, что говорит о приоритетности отрасли. За три года в крае введены новые торговые объекты общей площадью более 250 тыс. кв. метров.

Наряду с формированием современных торговых центров идет развитие и фирменной сети. Сейчас в крае действуют более 1500 таких объектов, в прошлом году открылось еще одиннадцать фирменных магазинов, в том числе ОАО «Молочный комбинат «Ставропольский», ООО СХП «Югроспром», ОАО «Хлебокомбинат «Георгиевский» и ООО МХП «Орион». В городах и районах работают социальные магазины и отделы по продаже продовольственных товаров первой необходимости для льготных категорий и социально незащищенных слоев населения.

Несмотря на активное развитие современных форм торговли, торговых сетей, розничные рынки по-прежнему играют крайне важную роль на потребительском рынке. Среднегодовые объемы продажи сельскохозяйственной продукции и продовольствия составляют около 20 млрд рублей. Сегодня в крае действуют 93 розничных рынка, в том числе 61 универсальный, 13 сельскохозяйственных. В тех местах, где нет рынков, работают около ста ярмарок. У населения пользуются большой популярностью сельхозярмарки выходного дня, выездная торговля на внутридомовых площадках «Овощи к подъезду» в городах и районах края, где продукция реализуется производителями без посредников. В прошлом году состоялось более трех тысяч ярмарок, реализовано около 15 тысяч тонн продукции на сумму свыше 150 млн рублей.

Утверждена краевая целевая программа «Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности, обеспечение качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья населения Ставропольского края на 2012 - 2015 годы». До 2015 года в крупных городах, включая Кавказские Минеральные Воды, намечается дальнейший рост строительства современных форматов торговли. Это создание высокоорганизованных сетевых структур с логистическими центрами, расширение фирменной и ярмарочной торговли, открытие специализированных непродовольственных магазинов, сокращение нестационарной мелкорозничной торговли. Среди основных задач отрасли на ближайшие годы - продвижение продукции ставропольских товаропроизводителей на российском и локальных сегментах внешних рынков, стимулирование внутреннего спроса, а в конечном итоге - формирование и укрепление позитивного имиджа края как благоприятной среды для ведения производственного бизнеса.

«Комитет по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию»
Газета «Ставропольская правда»
15 февраля 2012 года