07:24, 8 февраля 2012 года

Дорожный фонд Ставропольского края позволит решить проблемы муниципальных дорог

Сейчас отрасль расширяет применение инноваций, приближается к запросам современной экономики. Однако проблем и нерешенных вопросов остается еще множество. О сегодняшнем состоянии дорожной отрасли края, нововведениях и перспективах развития мы беседуем с министром дорожного хозяйства И. ВАСИЛЬЕВЫМ.

- Игорь Александрович, начнем разговор с достигнутых результатов. В частности, что удалось сделать за прошлый год?

- Дорожную сеть региона мы стараемся поддерживать в надлежащем состоянии. И в этом есть определенные успехи, что отмечено и руководством страны, и обычными людьми, приезжающими на Ставрополье.

Понятно, что время требует дорог совершенно другого класса – максимально безопасных, с современными развязками, увеличенной пропускной способностью. Но это вовсе не означает, что по краю повсеместно нужно срочно разворачивать масштабные и дорогостоящие стройки. Министерство уже который год плотно работает над развитием существующей сети автодорог. Острой необходимости в развитии новых направлений нет, но требуется серьезная реконструкция имеющихся дорог, улучшение транспортных и эксплуатационных характеристик, комфортности и безопасности движения. Это подтверждается практикой. Новую жизнь в последние годы уже получили многие участки дорог, что позволило разгрузить проблемные места на дорожной карте края. Причем все вводимые в эксплуатацию объекты отвечают высоким техническим требованиям.

Не стал исключением и 2011 год. За прошедший период введен в эксплуатацию реконструированный участок автомобильной дороги Георгиевск – Новопавловск, включающий в себя транспортную развязку и тоннель под магистральной железной дорогой Ростов – Баку. Здесь использованы уникальные в инженерном плане решения: в России это был первый опыт прохождения под действующими железнодорожными путями полным сечением, при высоте тоннеля 9 метров и ширине 14. Движение по новой схеме позволило перераспределить транзитные транспортные потоки, тем самым разгрузить дорожную сеть Георгиевска, улучшив условия движения транзита. А ведь эти задачи несколько лет считались неподъемными.

В октябре прошлого года была завершена первая очередь строительства обхода Новоалександровска. Этот объект имеет важное значение: сохраняются улицы райцентра, улучшается экология. А с вводом второй и третьей очередей обхода участники движения получат возможность, минуя городскую сеть, выходить на краснодарское направление по трассе, отвечающей всем современным требованиям.

Кроме того, в прошлом году были капитально отремонтированы участки автодорог Ставрополь – Александровское – Минеральные Воды, Ессентуки – Юца – Этока, Ставрополь – Изобильный – Новоалександровск – Красногвардейское. На это бюджетом было предусмотрено свыше 125 млн рублей. Также продолжалась ранее начатая работа по маршрутному и текущему ремонту дорог. В общей сложности удалось отремонтировать 158 километров, при этом освоено 735,1 млн рублей.

- Многих настораживает немалая стоимость дорожного строительства в нашей стране. Вызывает интерес объем краевого дорожного фонда и основные направления использования этих средств. Насколько дорогими будут новые километры дорог?

- В 2011 году бюджет министерства дорожного хозяйства СК составил 4 млрд 520 млн рублей. В результате проведенных министерством мероприятий в краевой бюджет были привлечены дополнительные финансы из федеральной казны в объеме 1 млрд 896 млн рублей. Федеральные средства в большей части были использованы на ремонт сельских автомобильных дорог, городских улиц и дворовых территорий.

За прошедший год принято несколько важнейших для развития дорожного хозяйства решений. Так, началось воссоздание региональных дорожных фондов, что уже в текущем году приведет к увеличению финансирования отрасли. По прогнозным расчетам, объем краевого дорожного фонда в 2012 году составит около 6,1 млрд рублей. Совершенно очевидно, что страна создает условия и ждет от отрасли качественно нового подхода к делу и современных дорог.

Конфигурация и плотность автомобильных дорог Ставрополья сформированы. В то же время их эксплуатационное состояние требует совершенствования и адаптации к современным нагрузкам и интенсивности. Это вполне логично и объяснимо, ведь опорная сеть краевых автодорог была построена в 60-е годы прошлого столетия. Износ существенный, они давно отработали свой срок. Потому на ближайшие годы в качестве приоритета министерством выбрано обеспечение сохранности и совершенствование существующей сети.

Что касается широко обсуждаемой в средствах массовой информации темы высокой стоимости дорожного строительства в стране, то хотел бы предостеречь от скоропалительных выводов. Существующие издержки и увеличение расценок связаны с проблемой выкупа земель и переустройства инженерных коммуникаций. По среднестатистическим данным, затраты на выкуп участков составляют от 7 до 13% сметной стоимости, а по переустройству коммуникаций – до 36%. А в зарубежных странах, с которыми принято сравнивать, берется в расчет стоимость строительно-монтажных работ на полностью подготовленной площадке.

«Дешевые километры» - не панацея. Недостаточные по прочности конструктивы дорожных одежд неизбежно приводят к преждевременным разрушениям и деформации. Кому нужна такая экономия? Принятие технических решений требует ответственного и взвешенного подхода.

-  Социально-экономи­че­­­ская ситуация в крае всегда в огромной степени зависела от состояния дорог, по которым на его территорию поступают жизнеобеспе­чивающие грузы, идет вывоз продукции, в т.  ч. сельскохозяй­ственного производства. Каковы перспективы сельских дорог? Дойдут ли деньги до глубинки?

- Хотелось бы напомнить, что цель создания дорожных фондов – это прежде всего приведение в нормативное состояние автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения. Но в то же время я убежден, что только при наличии в стране развитой низовой дорожной сети автомобильных дорог, непосредственно обеспечивающих транспортные связи каждого населенного пункта, могут эффективно работать и развиваться магистральные автомобильные дороги. Несмотря на достаточно высокий удельный вес дорог с твердым покрытием, в крае до сих пор 51 населенный пункт, где проживают 16,5 тысячи человек, не имеет круглогодичного устойчивого сообщения. Для решения этой проблемы необходимо построить и реконструировать 291 километр муниципальных автодорог.

Мы активно работаем в этом направлении. Так, например, в прошлом году за счет средств федерального бюджета реконструированы подъездные дороги к хуторам, в числе которых Подгорный Шпаковского района, Славяновский Минераловодского района, Родники Ипатовского района, Колесников Советского района и хутор Воронов города Железноводска. В 2011 году за счет субсидий из краевого бюджета реконструированы внутрипоселковые дороги в поселке Новом Георгиевского района (9,3 км), селе Греческом Минераловодского района (6,1км), Ленинском сельсовете Минераловодского района (11,9км), поселке Верхнестепном Степновского района и ряде других населенных пунктов.

Не оставлены без внимания вопросы реконструкции и ремонта муниципальной сети. Жители краевого центра и региона Кавказских Минеральных Вод стали свидетелями улучшения транспортной инфраструктуры. В общей сложности на ремонт дорог Пятигорска, Железноводска, Минеральных Вод, Ессентуков и Кисловодска выделено более 784 млн рублей, а Ставрополя – свыше 283 млн рублей.

Для достижения позитивных результатов важен системный подход. Эта работа будет продолжена и в 2012 году. По согласованию с правительством края министерством дорожного хозяйства принято решение о выделении субсидий муниципальным образованиям в объеме 700 млн рублей на строительство, реконструкцию и ремонт, в т. ч. капитальный, автомобильных дорог.

Но, подчеркиваю, банальной раздачи денег не будет. На строительство и реконструкцию дорог деньги получат те муниципалитеты, которые заранее позаботились и своевременно подготовили проектно-сметную документацию, а также оформили дороги в собственность поселений. Непременным условием является создание муниципальных дорожных фондов. Понятно, что с их наполнением могут быть сложности, но мы не ставим для муниципалитетов завышенные планки по софинансированию. Они должны будут изыскать всего 5% стоимости проектов. Остальное – забота краевого дорожного фонда. Согласитесь, такая схема дает реальную возможность активным муниципалитетам привести в порядок свое дорожное хозяйство.

- А что среди объектов краевого значения в приоритете на 2012 год?

- Планы амбициозные. Прежде всего предстоит проектирование реконструкции и капитального ремонта участков и мостовых сооружений на автодорогах Ставрополь – Тоннельный – Барсуковская, Ипатово – Тахта – Преградное, Ставрополь – Аэропорт, Ростов-на-Дону – Ставрополь, Светлоград – Благодарный – Буденновск, Георгиевск – Новопавловск. На эти цели запланировано свыше 20 млн рублей.

Будут продолжены строительные работы на ранее начатых объектах – обходах Новоалександровска и станицы Курской. Запланировано устройство двух участков электроосвещения на ростовском направлении. Кроме того, будут продолжены работы по реконструкции автодорог Пятигорск – Георгиевск и Георгиевск - Новопавловск. Планируется реконструкция двух аварийных мостов на автодороге Каново – Черноярская в Курском районе и Зеленокумск – Соломенское – Степное. Будут начаты работы по реконструкции автодороги Новокавказский – Средний Александровского района. В текущем году решится давно назревший вопрос ликвидации оползневых явлений на 126-128 километре автодороги Ставрополь – Александровское – Минеральные Воды.

Многое нужно сделать по объектам капитального ремонта. Фактически за 2012 год предстоит реализовать всю программу ранее запроектированных объектов. В общей сложности планируется капитально отремонтировать 12 объектов на общую сумму свыше 1,2 млрд рублей.

Большой упор в работе будет сделан на приведение в нормативное состояние опорной сети автодорог, характеризующихся высокой интенсивностью и напряженностью грузопассажирских перевозок. Внушительный объем финансирования предусмотрен на ремонт основных транспортных коридоров Ставрополь – Александровское – Минеральные Воды, Светлоград – Благодарный – Буденновск, Ставрополь – Изобильный – Новоалександровск – Красно-гвардейское, Александровское – Новоселицкое – Буденновск, Ростов-на-Дону – Ставрополь. Запланированный объем бюджетных ассигнований на эти цели составит свыше 1 млрд рублей. Кроме того, будут увеличены затраты на ремонт мостов.

- Планы действительно амбициозные и на первый взгляд сложновыполнимые в рамках одного финансового года. На что делаете основную ставку?

- Прежде всего на людей. Умение выполнять сложные задачи неоднократно ими доказано. В свою очередь, перед собой ставлю задачу технической модернизации подведомственных предприятий. Главным образом речь идет об оснащении высокопроизводительными асфальтобетонными заводами, укомплектовании асфальтоукладчиками и уплотнительными механизмами. Необходимо создать комфортные условия для выполнения производственного процесса. Ведь дорожники вынуждены трудиться в очень сложных, а порой и экстремальных условиях. Активная работа в данном направлении будет способствовать поднятию авторитета профессии.

Юлия ПЛАТОНОВА
«Фонд для дорог»
Газета «Ставропольская правда»
8 февраля 2012 года