Где бы вы хотели жить – в шумном суетном городе или среди просторных лугов и полей? Возможно, многие сразу и не ответят на этот вопрос: придется думать, взвешивать все «за» и «против»… В конце концов, признаемся, не все из нас готовы променять городскую жизнь на сельскую, и наоборот. Новая фотовыставка «День, промытый, как стекло», открывшаяся в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств, дарит уникальную возможность насладиться и строгими городскими пейзажами, и необъятными деревенскими просторами, а заодно поразмышлять на тему человеческого бытия... 

Александр Лобан и Алексей Заморкин общаются с гостями фотовыставки «День, промытый, как стекло» в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств

Александр Лобан и Алексей Заморкин общаются с гостями фотовыставки «День, промытый, как стекло» в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств

© Фото: Эдуард КОРНИЕНКО

Фотовыставка Алексея Заморкина и Александра Лобана «День, промытый, как стекло» в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств

Фотовыставка Алексея Заморкина и Александра Лобана «День, промытый, как стекло» в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств

© Фото: Эдуард КОРНИЕНКО

Фотовыставка Алексея Заморкина и Александра Лобана «День, промытый, как стекло» в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств

Фотовыставка Алексея Заморкина и Александра Лобана «День, промытый, как стекло» в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств

© Фото: Эдуард КОРНИЕНКО

Фотовыставка Алексея Заморкина и Александра Лобана «День, промытый, как стекло» в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств

Фотовыставка Алексея Заморкина и Александра Лобана «День, промытый, как стекло» в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств

© Фото: Эдуард КОРНИЕНКО

Фотовыставка Алексея Заморкина и Александра Лобана «День, промытый, как стекло» в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств

Фотовыставка Алексея Заморкина и Александра Лобана «День, промытый, как стекло» в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств

© Фото: Эдуард КОРНИЕНКО

Творческий дуэт удивительных фотомастеров – члена Союза художников России Алексея Заморкина и настоятеля храма Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла в селе Лог Волгоградской области Александра Лобана сложился неслучайно. Во время презентации выставки А. Заморкин вспоминал:

– Как-то прочитал в Интернете, что в одном из поселков Волгоградской области есть мироточащая икона. Собрался и поехал в далекий уголок. Ночью оказался возле храма отца Александра, который мне тут же предложил остановиться у него. В разговоре со священнослужителем узнал, что он тоже увлекается фотографией. Когда отец Александр показал свои работы, я был изумлен его мастерством...

После такого неожиданного знакомства Александр и Алексей продолжили общение. Ставропольский фотограф не раз приезжал на волгоградскую землю со своими выставками, привозил учеников снимать прекрасные пейзажи. А потом родилась идея совместной экспозиции.

Алексей Заморкин – признанный фотомастер, работы которого экспонируются не только на родине, но и в самых престижных международных и российских фотосалонах. Биография же отца Александра проста и удивительна, как и его работы. Как оказалось, в молодости к церкви он не имел никакого отношения, да и в вопросы религии не вникал вовсе.

– Я не был ни крещеным, ни верующим. Серьезно увлекался фотографией, принимал участие во многих российских и зарубежных фотовыставках, – рассказывает отец Александр. – Все изменил случай. К тысячелетию Крещения Руси меня попросили сделать снимки в одной из церквей Московской области. Получились неплохие фотографии, потом познакомился со священниками, разговорился... Постепенно проникся верой.

В 1988 году Александр Лобан был крещен и пришел к решению посвятить свою жизнь служению Богу. С тех пор основное время отдает церковным заботам, но любимого дела не оставил. Иной раз, чтобы отвлечься от суеты, берет фотоаппарат, садится за руль автомобиля и выезжает в чистое поле – тут, как признается сам, настоящий простор для творчества! И какие только пейзажи не сотворила природа. Кроме того, нередко героями фотографий отца Александра становятся и его прихожане.

Выставка «День, промытый, как стекло» построена на контрастах: в этот раз ставропольский мастер представил на суд зрителей свой новый проект – масштабные урбанистические работы, а гость из Волгоградской области предложил зрителям окунуться в мир природы, приблизиться к жизни православной церкви.

По сути, это выставка-философия, если хотите, выставка-размышление. Она сначала поражает столь необычным сочетанием, а потом наводит на те самые глубокие мысли, которые восприимчивого зрителя будут терзать еще долго: не так ли вообще в нашей жизни соседствуют земное и вечное? Вы только представьте: смотрите на картину огромного шумного города, который «растянулся» до самого потолка. Здесь живут люди, куда-то стремятся красивые машины, за окнами небоскребов, быть может, именно в эту минуту кто-то зарабатывает свой первый миллион, а кто-то его теряет… И тут же, повернувшись в другую сторону, неожиданно попадаете в бескрайнее поле либо оказываетесь среди молящихся в храме. И невольно душу наполняет необычайное спокойствие, а светлые лица прихожан притягивают взгляд. Тут никакие детали не давят на сознание, тут – тишина, смирение и покой. Захотите ли вы повернуться обратно? Ведь за спиной – застывшие громады Нью-Йорка, Чикаго, Нового Орлеана… Вот в таком удивительном сочетании и существуют две, кажется, абсолютно разные экспозиции, соединенные в одну.

– Выставка напоминает нам о чем-то вечном, о том, чего, возможно, нам так не хватает в повседневной суете, – говорит отец Александр. Эту мысль дополняет Алексей Заморкин:

– Я хотел создать образ отстраненного, холодного города...

Если вы решите посетить эту необычную выставку, то наверняка заметите еще одну особенность: оба фотомастера, не сговариваясь, оставили свои работы без названий. Авторы предлагают зрителю полный простор для фантазии – пусть каждый найдет свой глубокий смысл...

Лусине ВАРДАНЯН

О земном и вечном / Газета «Ставропольская правда» / 3 февраля 2012 г.