Неразбериха с оплатой электроэнергии в Ставрополе: кто виноват и что делать?
Яркий пример – царящая в краевом центре неразбериха с оплатой электроэнергии. Уже состоялась масса совещаний, заседаний и прочих важных мероприятий с участием то вместе, то по отдельности заинтересованных сторон: СГРЦ, управляющих компаний и энергетиков. Но воз, как говорится, и ныне там.
Последнее такое совещание, посвященное проблеме начисления платы за электроэнергию, состоялось в администрации Ставрополя на прошлой неделе. На нем вроде бы наконец-то выяснились некоторые острые моменты. В частности, был растолкован порядок, которым УК должны руководствоваться при подаче сведений о потребленной жителями многоквартирных домов электроэнергии. Так, если дом оборудован помимо индивидуальных еще и общедомовым электросчетчиком, в расчетах используются показания общедомового и индивидуальных приборов учета, собранные и предоставленные управляющими компаниями на определенную дату. То есть обязанность за сбор подобной информации полностью лежит на УК. Почему? Потому что поменялись правила расчета за электроэнергию. Теперь в домах, оборудованных общедомовыми приборами учета, начисление происходит так: по показаниям общедомового прибора становится ясно, сколько многоэтажка за месяц потребила ресурса. К примеру, электроэнергии. Из этого объема вычитаются киловатты, которые «нажгли» в квартирах. Разницу – так называемые общедомовые нужды (лифт, освещение подъездов и т. д.) – «разбрасывают» пропорционально на всех жильцов. Так что деньги «за свет» мы платим непосредственно УК, а не энергетикам, как раньше. А вот уже УК расплачивается с «Горэлектросетями» согласно показаниям общедомового счетчика.
Если в многоэтажке пока что нет общедомового счетчика, а только индивидуальные, графу «за электричество» заполняют сами жители согласно показаниям своего прибора.
А не будут брать – отключим газ
Казалось бы, ничего сложного. Но для некоторых УК их обязанности по фиксации «цифири» оказались непосильной ношей. И они поспешили переложить ее на плечи самих жильцов, которых не преминули тут же «припугнуть» различными санкциями за неисполнение. Так, например, ООО «Управляющая компания -1», расклеила на подъездах обслуживаемых домов объявление, предупреждающее жильцов, что они должны представить в УК сведения о показаниях своих индивидуальных приборов учета электроэнергии. А ежели кто этого не сделает, тому расчет будет произведен по нормативу потребления. При прочтении сих строк сразу вспоминается «управдом – друг человека» из «Бриллиантовой руки» и ее бессмертное: «А не будут брать – отключим газ».
Увидев в этой «угрозе» прямое нарушение своих прав, люди обратились в прокуратуру Промышленного района. И «государево око» установило, что подобная «самодеятельность» УК – прямое нарушение федерального законодательства. В частности, Жилищного кодекса РФ и постановления Правительства РФ № 307. В которых черным по белому написано, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления только при отсутствии приборов учета.
Прокуратурой района директору ООО «Управляющая компания-1» объявлено «предостережение о недопустимости нарушений ст. 157 ЖК РФ и разъяснено, что в случае установления фактов, свидетельствующих о нарушении норм ЖК РФ при расчетах за потребляемые коммунальные услуги жителями домов, находящихся в управлении общества, будет рассмотрен вопрос о привлечении к установленной законом ответственности виновных лиц».
На те же грабли
Мудрые говорят, что умный учится на чужих ошибках, а дурак на своих. Это я к чему? Да к тому, что, возвращаясь намедни домой, имела честь лицезреть точно такое же «предупреждение» от родной УК-10. Про необходимость представить самостоятельно сведения тем людям, у кого счетчики находятся в квартирах, а не на лестничной площадке, и неизбежность расчетов по нормативам в случае их непредставления.
В общем, разговор на эту тему с руководителем УК-10 Владимиром Ушаковым у нас вышел презанимательный. На голубом глазу Владимир Викторович начал меня убеждать, что начисление «по нормативам» тем жильцам, которые не представили в УК сведения, никак не нарушает законодательство. Даже ссылка на выводы прокурорской проверки аналогичных действий УК-1 не возымела действия. Мол, прокуратура там как хочет, а мы как знаем.
К тому же, вопрошал он, как контролеры УК будут попадать в квартиры, чтобы снять показания счетчика, ежели вдруг хозяев или нет дома, или они не соглашаются впустить? А я не знаю. И не обязана знать порядок действий УК в этом случае. Но странно, что этого алгоритма действий не знают в самой УК.
Зато знаю, что собирать «цифирь» должны именно сотрудники компаний. И никаких «счетов по нормативам» они не имеют права выставлять. По крайней мере, когда я интересовалась этим вопросом у руководства СГРЦ и ставропольского отделения «Горэлектросети» ОАО «Ставропольэнергосбыт», получила одинаковые ответы. Гласящие, что если нет возможности снять показания с квартирного счетчика (собственник или в отъезде, или просто не открывает двери по каким-то причинам), делается следующее: поднимаются документы, в которых отражены потребленные этой квартирой киловатты за полгода или год. И берется среднее арифметическое значение, сколько хозяева «сжигают света» за месяц. И вот это значение, а не норматив, заносится в платежку. При этом собственника уведомляют, что ему через какое-то время будет необходимо допустить контролера в квартиру, а потом явиться в УК для перерасчета «по факту».
Видимо, раздраженный моим занудством, Владимир Ушаков заявил, что, ежели жильцов не устраивает такая схема расчетов, УК может применить и другую – к тем, кто не подал сведения, вообще не будет ничего начислено, а всю «разницу» между показаниями общедомового и индивидуальных счетчиков жильцов «разбросают» на тех, кто эти сведения подал. Дескать, такая схема мне больше по душе? Пришлось напомнить уважаемому руководителю УК, что «такая схема» уже была апробирована его коллегами из «Комфорт-сервиса». За что эта УК и попала под меры прокурорского реагирования. В частности, вот что рассказали в прокуратуре Ленинского района: ООО УК «Комфорт-сервис» с августа стало производить начисление за потребленные коммунальные ресурсы только тем гражданам, которые представили им сведения согласно индивидуальным приборам учета. Жильцам же, сведения не представившим, расчет произведен не был, долг не начислен. Что повлекло пятидесятипроцентное увеличение суммы оплаты коммунальных услуг для добросовестных жильцов. То есть люди заплатили и за себя, и «за того парня». Что федеральным законодательством не предусматривается в принципе. Так что директору ООО «УК «Комфорт-сервис» внесено представление об устранении выявленных нарушений закона и привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц и объявлено предостережение. Кроме того, прокуратурой района подготовлено исковое заявление о признании незаконным такого расчета оплаты и обязании УК произвести перерасчет оплаты за коммунальные услуги жителям.
Еще одна страшная история
Скептики, думаю, могут мне возразить: дескать, что такого сложного – поднять трубку телефона и, позвонив в УК, сообщить показания своего счетчика? Ничего. Кроме одного: на другом конце провода могут либо «не расслышать» цифры, либо «неправильно их понять», либо бог знает как занести в платежку. Печальный опыт у меня уже есть, ведь объявление с требованием сообщить показания электросчетчика появилось в нашем подъезде не впервые, аналогичное было вывешено в ноябре. Продиктовав по телефону данные, я была поражена цифрами, выставленными УК в платежке: ничего общего с тем, что продиктовала я. Фокус в том, что согласно цифрам в платежке не я оказалась должна энергетикам, а они мне. Получалось, что электроэнергию я оплатила уже на несколько месяцев вперед. Ну или смошенничала, желая некоторое время не платить за электричество. На вопрос, что бы это значило и как мне выпутываться из этой ситуации, в УК пояснить ничего не смогли. Дали только «ценный» совет: мол, ну и не платите до тех пор, пока ваш счетчик не «намотает» столько, сколько мы вам выставили в платежке. Однако справку, что УК разрешает мне «динамить» энергетиков и обязуется в случае чего вместо меня отвечать по суду за неуплату и попытку жульничества, мне почему-то выдать отказались.
Не буду описывать, сколько сил пришлось мне приложить, сколько людей, вплоть до руководства ОАО «Ставропольэнергосбыт», «поднять на ноги», для того чтобы восстановить статус-кво. И все для того, чтобы против воли не попасть в разряд мошенников. Поэтому диктовать сведения по телефону мне как-то расхотелось раз и навсегда. Это во-первых.
Во вторых, как мне кажется, способ подачи сведений в УК должен быть прописан в договоре между жильцами и управляющей компанией: по телефону, почтой, письменно в специальный почтовый ящик или в результате поквартирного обхода контролерами. Во избежание всяческих недоразумений и накладок раз и навсегда определить, как контролерам попадать в квартиры для снятия показаний счетчиков. Но никаких попыток обсудить этот вопрос с жильцами УК-10 не предпринимает. Решили в компании, что сведения будут принимать по телефону, значит, по телефону. А нежелающие или просто недозвонившиеся будут наказаны оплатой «по нормативам». И никаких гвоздей. То есть прений.
Однако мне почему-то соглашаться с таким ультиматумом совершенно не хочется. Поэтому прошу считать данную публикацию официальным запросом в прокуратуру.
23 декабря 2011 года