Александр Скорняков

Александр Скорняков

© Фото пресс-службы губернатора СК

Александр Скорняков провел брифинг

Александр Скорняков провел брифинг

© Фото пресс-службы губернатора СК

Александр Скорняков провел брифинг

Александр Скорняков провел брифинг

© Фото пресс-службы губернатора СК

Он разъяснил сложившуюся ситуацию, отметив, что, по сути, «крайними» в ней оказались люди. По полученным некоторыми ставропольцам платежкам выходило, что за месяц они «сожгли» по несколько сотен, а то и тысячу киловатт. Другие же из дисциплинированных плательщиков вдруг превратились в глубоких должников перед энергетиками.

Подоплека истории в следующем. Гарантирующий поставщик электроэнергии ОАО «Ставропольэнергсбыт» с 1 июня перешел на договорные отношения с управляющими компаниями, таким образом перестав заниматься расчетами с гражданами за «свет». При этом компания, по словам А. Скорнякова, должным образом не организовала подготовительную работу, и данные по прошлым платежам населения, в том числе последние показания счетчиков, были переданы с ошибками. Не готовы к новым обязанностям оказались и многие управляющие компании. В результате жильцы многоквартирных домов, оставаясь в неведении по поводу происходящего, продолжали платить «Ставропольэнергосбыту», и тот исправно принимал на свои счета поступавшие средства. Соответственно, данные по этим платежам попросту не попадали в СГРЦ, который позже автоматически выставил горожанам якобы накопившиеся долги.

– Теперь отрегулировать ситуацию, – подчеркнул А. Скорняков, – можно только сверкой расчетов. И конечно, это привело к очередям в пунктах приема платежей «Ставропольэнергосбыта». Хотя накал страстей сейчас уже снижается, еще раз обращаюсь к жителям. Если возникают вопросы и есть несогласие с начисленными суммами, путь один – разбираться в управляющей компании и «Энергосбыте».

Как прозвучало, ситуация постепенно разрешается, но остается еще много непростых нюансов по формированию достоверной базы данных по платежам за электроэнергию. Для решения проблемы краевой комитет по ЖКХ заключил соглашение с ОАО «Ставропольэнергосбыт» о возвращении на период до 1 февраля 2012 года прежней системы расчетов. Кроме того, активизирована работа по оснащению многоквартирных домов общедомовыми приборами учета электроэнергии. А для недопущения подобных безобразий в перспективе, отметил А. Скорняков, комитет сейчас занимается созданием регионального расчетного центра – независимой структуры, где будет аккумулироваться и обрабатываться вся информация о коммунальных платежах.

Возвращаясь к ситуации в Ставрополе, отметим любопытный момент. Действия энергетиков в данном случае, как оказалось, совершенно не противоречат законодательству. Нормативная база, подчеркнул А. Скорняков, предусматривает именно тот порядок расчетов, который был выбран «Ставропольэнергосбытом». Вопрос в том, что нельзя было относиться к нему формально: подобный переход не должен быть таким резким, он требовал серьезной подготовительной работы и от самих энергетиков, и от управляющих компаний. Именно из-за риска возникновения хаоса с платежами на изменение привычных схем взаимодействия с потребителями пока не решаются краевые коммунальные ГУПы.

Кстати, краевой центр не единственный город, населению которого в этом году пришлось пережить «лихорадку» с платежками за «свет». Весной не повезло жителям Железноводска и Ессентуков: с 1 апреля энергетики вдруг стали игнорировать наличие счетчиков и начали выставлять счета, исходя из нормативов. А последние, как правило, на 20-30 процентов больше фактического потребления. В итоге, сообщил А. Скорняков, все же удалось найти компромиссы и временно вернуть обычную систему расчетов. При этом, подчеркнул он, в судах по этим эпизодам энергетики остались победителями – закон на стороне их интересов. Получается, что пока удел потребителей и власти – искать с коммунальщиками компромиссы… 

Юлия ЮТКИНА

А «крайними» оказались люди / Газета «Ставропольская правда» / 23 декабря 2011 г.