Как относятся к потребителям в ставропольских коммунальных предприятиях
Любовь без взаимности
У меня все началось с почты. Признаюсь, я почту люблю – генетическая такая память (не в революционном смысле: брать или не брать?) с детства. В маленьком городке, где я родилась, была даже такая прогулочная аллея – «до почты». Сейчас в Ставрополе до своего почтового отделения № 45 я дойти не могу. Не по причине немощности, а потому что работает оно с 8 до 18, а по субботам – до 17 часов. Мой рабочий день, включая зачастую и субботы, практически ровно такой же. Ситуация понятна?
Короче говоря, из-за нашего с почтой романа без взаимности я не заплатила за квартиру. (Тем, кто захочет напомнить мне об альтернативных возможностях, отвечу: я привыкла на почте, и мне там удобно.) Грех небольшой, потому что вообще-то я достаточно аккуратный плательщик. Что случилось из-за задержки, расскажу чуть ниже. А пока закончим почтовую тему.
Обратившись на телефон «горячей линии» Ставропольского филиала «Почта России», я переговорила с начальником службы эксплуатации Надеждой Шумаковой. Милейшая женщина! (Замечу в скобках, что все, с кем я общалась в этой истории, за исключением одного персонажа, – милейшие люди, не грубят, отвечают ласково, обещают все решить, и ничего не решают. Так что обращайтесь и жалуйтесь!) Так вот, Н. Шумакова рассказала:
- Распоряжение о сокращении рабочего дня в 45-м отделении подписала замначальника Ставропольского почтамта Л. Патрушева, потому что людей нет. То есть работников нет. И зарплата маленькая, и условия тяжелые. И где их взять?
Полностью наш диалог приводить вряд ли стоит. Только одного я все-таки не поняла: зачем мне чужое горе? В смысле, у меня своих проблем хватает (и с «помощью» почты прибавилось). Почему вся страна не знает о проблемах хлебопеков, например, а внутренние проблемы (такую в том числе, как нехватка работников на почте) обсуждают и в СМИ, и со мной как с рядовым потребителем почтовых услуг? Я сочувствовать не стану, а совета, как сделать, чтобы почта работала не на себя, а на потребителей, у меня, да и ни у кого, не спрашивают. А то бы посоветовала. Короче, по-обещала мне Н. Шумакова, что со вторника почта будет трудиться в нормальном режиме – до 19 часов. В среду она работала по-прежнему на час меньше. Правда, я, отпросившись с работы, успела заплатить. В очереди простояла 45 минут.
Любовь с оговорками
Водоканалы я тоже люблю. Со многими из них, в том числе со Ставропольским, давно и плодотворно сотрудничаю. Оказалось, что он тоже меня любит, но с некоторыми оговорками, потому что не доверяет. Получаю я, значит, новый счет за комплатежи – уже за два месяца, а в нем вода начислена не по счетчику, а по нормам потребления. Пытаюсь в Ставропольском водоканале выяснить, почему. Да потому, что существует сговор, пардон, договоренность. Ее инициатором выступила «Теплосеть», а поддержали «Водоканал» и Ставропольский городской расчетный центр (СГРЦ): чтобы в случае несвоевременной оплаты «вынудить» – использую выражение руководителя СГРЦ Светланы Фоминой – клиента прийти в центр для перерасчета. Напомню, в квитанциях исправлять нам ничего нельзя.
Милейшие люди и в «Водоканале», и в СГРЦ долго и пространно отвечали на мой простой вопрос: какими правовыми актами разрешено такое начисление? Суть сводится вот к чему. На входе труб в многоквартирные дома стоят общедомовые счетчики. Потребленную воду нужно оплачивать ежемесячно. А если, допустим, Лезвина не заплатила хотя бы один месяц, эту неоплаченную воду приходится «раскидывать» на заплативших. Логика эта странная, но она хотя бы понятна. А вот что же все-таки с правовыми актами? Народ, поднаторевший в коммунальных тяжбах с потребителями, начинал откровенно морочить мне голову, ссылаясь на правила предоставления коммунальных услуг, явно полагая, что я правил не читала, а если и читала, то ничего не поняла. (Разобраться почти в 40 страницах, изобилующих формулами и терминами, и вправду достаточно трудно.) Но я поняла. И добилась наконец у завюротделом СГРЦ Александра Панкова однозначного ответа:
- В правилах такого порядка начисления нет.
Ура! Но что от этого меняется? Ничего. Правда, в одном отдельно взятом доме № 212 по улице Мира краевого центра должно изменить. Его жители обратились в прокуратуру Ленинского района с жалобой на такой же подход при начислении коммунальных платежей ООО УК «Комфорт Сервис», сообщила и. о. заместителя прокурора района Марина Загудаева. В ходе проверки установлено: «Комфорт Сервис» с августа 2011-го в нарушение требований раздела 7 Жилищного кодекса РФ стал производить начисление за потребленные коммунальные ресурсы – воду, электроэнергию - только тем гражданам, которые предоставили им сведения о потребленных коммунальных ресурсах. «Гражданам, сведения не предоставившим, расчет по норме потребления не произведен, долг не начислен» (чем, интересно, руководствуется прокуратура, говоря о нормах потребления?). Это и повлекло увеличение суммы оплаты коммунальных услуг добросовестно оплачивающим потребленное жильцам примерно на 50 процентов по сравнению с суммой, оплаченной ими за предыдущий месяц, констатирует прокуратура.
Эти действия УК «Комфорт Сервис» являются грубым нарушением прав добросовестных плательщиков. Прокуратура внесла представление об устранении выявленных нарушений закона и привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц. Также директору ООО «УК «Комфорт Сервис» объявлено предостережение о недопустимости нарушения закона в будущем.
Кроме того, прокуратурой района подготовлено исковое заявление о признании незаконным расчета оплаты коммунальных услуг, используемого «Комфорт Сервисом», и обязании указанной управляющей компании произвести перерасчет оплаты за коммунальные услуги жителям.
Отлично! Но тоже с вопросом: а прокуратуры других районов и краевая не видят, что такое же положение на всей территории Ставрополя? Или, как всегда, ожидают, когда к ним поступит конкретное обращение? Если нет, то прошу считать этот материал заявлением в прокуратуру Ставропольского края.
Вообще не любовь
За всеми этими собственными коммунальными неурядицами я чуть было не пропустила большой скандал с начислениями за свет (меня он, слава богу, не коснулся). Тысячи и тысячи получили квитанции, где были выставлены астрономические суммы. Напомню, какова была официальная реакция администрации краевого центра. Она взяла «под контроль ситуацию с завышенными счетами на оплату электроэнергии за октябрь 2011 года, направленными Ставропольским городским расчетным центром жителям некоторых многоквартирных домов». Был принят «ряд оперативных мер». Кстати, действенных. Если в первые дни в СГРЦ приходили по две тысячи человек, то потом только по 500. Администрация выяснила, что жертвами ошибок стали жители Промышленного района, и в первую очередь тех домов, которые обслуживаются управляющими компаниями холдинга «Проминтер». «Сбой произошел из-за несогласованности действий энергетиков и управляющих компаний, не заключивших в установленные сроки договоры по обслуживанию домов». Теперь переведем обтекаемую фразу на понятный язык и расскажем читателям, как это видится нам, потому что никаких официальных данных на этот счет нет.
«Проминтер», а судя по всему, это посредническая фирма, решил маленечко «подрихтовать» расчетные квитанции: чтобы не мы сами писали показания электросчетчика, а компания. Цель, видимо, та же самая, что и с водяными показателями – получить возможность излишки неоплаченного света с общедомого счетчика «разбрасывать» на всех потребителей. Но это только версия.
Получить эти первые показания «Пром-интер» попросил управляющие компании. Они, как рассказали в СГРЦ, отправили на сбор данных сантехников, дворников и тому подобных работников. Которые, поймем их, ходили за данными в сугубо рабочее время и целеустремленно списывали показания со счетчиков, периодически путая номера квартир. (Именно за таким занятием и путанием и застал один из журналистов «Ставрополки» непредставившуюся личность.) Людям - они же потребители - об этом мероприятии вообще сказать забыли, и те продолжали платить за свет в «Ставропольэнергосбыт». Он денежки принимал. И его тоже понять можно: принесли живые деньги, кто же от них откажется?
Впрочем, в ОАО «Ставропольэнергосбыт» есть своя трактовка событий. Там считают, что управляющие компании три месяца не выставляли счет за свет. А потом всем начислили по нормам потребления. Отсюда и астрономические суммы. В «Ставропольэнергосбыте» подчеркнули, что они настаивают на оплате только по показаниям квартирных счетчиков. И попытки свалить сей казус на головы энергетиков - не что иное, как попытка управляющих компаний рассорить потребителей с поставщиками электроэнергии.
Когда все эти «непонятки» в единое целое свел СГРЦ, то получилось то, что получилось.
- Мы никак не могли предусмотреть такого результата, - говорит Светлана Фомина. - Он выявился, когда все данные свели воедино.
Глава администрации Ставрополя Игорь Бестужий считает, что «виновных много».
- В кратчайшие сроки, - сказал он на городской планерке, - необходимо отыграть ситуацию назад и пересчитать все заново, а комитету городского хозяйства и администрациям районов впредь не допускать подобных ситуаций.
В целом работу всех ответственных служб, сработавших точно по букве инструкций, но не увидевших за ними людей, руководитель исполнительной власти города охарактеризовал как «махровый формализм», который свидетельствует о системных недоработках не только в жилищно-коммунальной, но и в других отраслях.
Но вернемся все же к ЖКХ. Нынешняя история «светового» недоразумения - никакая не случайность. Это закономерный итог отношения к нам почты, коммунальщиков, расчетного центра. Нас не просто не любят, не просто не уважают. Создается впечатление, что нас откровенно ненавидят все те, кто существует благодаря нам и за наши же деньги.
Быстро отыграть ситуацию назад велел глава города. Отыгрывают. Но отыгрываются на нас. То есть норовят за руки, дающие им деньги, цапнуть. Да побольнее. Какое-то неприрученное животное получается, а не коммунальное хозяйство.
Что нужно сделать, чтобы исправить положение? Правильно, то есть совершенно неправильно, на мой взгляд. Нам надо идти к тем, кто эту ситуацию создал. На сайте СГРЦ и адреса указаны. Сначала в ОАО «Ставропольэнергосбыт» в случае несоответствия данных по приборам учета на начало расчетов, по суммам оплаты, произведенным ранее. Четыре адреса. В управляющую компанию - в случае несоответствия данных по приборам учета на конец расчетного периода. Адрес вы знаете сами. В Ставропольский городской расчетный центр - для осуществления оплаты по начисленным суммам, получения нового платежного документа для оплаты по фактическому потреблению данного месяца с последующей сверкой расчетов. Или в его участки-филиалы.
До моего - чуть ближе, чем до Китая ползком. От остановки общественного транспорта минут двадцать быстрым шагом. Светлана Фомина, правда, пообещала, что в скором времени откроется практически рядом с моим домом. И я опять слушала, что помещений нет, денег на аренду нет. Что надо войти в положение. Ну, прямо как на почте.
Получается, что меня и всех нас в этих расчетах и обстоятельствах не существует. На расчетной квитанции СГРЦ - три телефонных номера. Редко кому удается по ним дозвониться. Мне повезло к исходу третьего часа. Некая Ольга Александровна четко сказала:
- Чего вы звоните? У меня тут человек.
А я кто, спрашивается? После звонка из приемной руководителя, где я уже представилась как журналист, Ольга Александровна тон сменила и была готова решать мои личные проблемы, раз я такая настырная. Но я ведь не затем звонила!
*****
Такое вот положение. Аховое. Причем во всем. Из-за задержки в оплате образовавшуюся пеню (у меня она составила пять рублей 10 копеек) оплатить можно только после того, как сходишь (опять сам) в СГРЦ и выпишешь квитанцию. Посылать их смысла нет – дороже распечатать. Логика вновь понятная. Но она не моя, а чиновников, которые позволяют за наши же деньги над нами и издеваться. Квитанции об оплате, которые мы должны получать не позже первого числа, согласно тем же правилам, мы едва ли получаем раньше пятого.
А тут почта не работает. По телефону не дозвонишься. Только и остается отправить телеграмму Владимиру Владимировичу Путину. Председателю Правительства. Он, кстати, видимо, в курсе ставропольских игрищ. Во всяком случае, его заместитель Игорь Сечин проявил политическую волю, в результате чего руководитель межрегиональной сетевой компании Магомед Каитов ушел в отставку. Так «аукнулся» скандал с платежами за свет.
Это, конечно, хорошо и правильно. Только непонятно, почему этого не добилась прокуратура?!
1 декабря 2011 года