Валерий Будко: судебный участок является социальным барометром
- Валерий Алексеевич, принято считать, что мировая юстиция Ставрополья родилась 20 ноября 2001 года, когда постановлением краевой Думы были назначены первые мировые судьи. Но она ведь – это и историки подтвердят – намного старше…
- Если вести отсчет времени со дня торжественного открытия 17 апреля 1868 года в Пятигорске мировых судов Пятигорского и Новогригорьевского уездов, то действительно, «возраст» мировой юстиции Ставрополья очень солидный – около 143 лет. Но не будем забывать: первые мировые суды даже полвека не просуществовали. Так что десять лет назад мировая юстиция и впрямь родилась заново, на пустом, считайте, месте. Другой вопрос, что почти полтора столетия спустя неизменным остается главное - приближение правосудия к населению, оперативное разрешение споров, активное использование механизма примирения сторон. Именно эти факторы определяют особую социальную значимость института мировой юстиции.
- На сегодняшний день можно сказать, что институт мировых судей уже окончательно функционально сформирован?
- Применительно к мировой юстиции сегодня вполне можно говорить о поре зрелости. И не только потому что всего за 10 лет удалось решить, начав все с нуля, множество правовых, организационных, методических, финансовых, материально-технических вопросов. Любой государственный институт - это люди. А потому поздравить хотелось бы всех мировых судей края - 143 человека, сотрудников аппаратов мировых судей, коллектив управления. Это люди, душой преданные своему делу, постоянно повышающие квалификацию и профессиональное мастерство. Нельзя отметить и тот факт, что мировая юстиция на Ставрополье создавалась и развивалась при непосредственном участии губернатора и правительства, Думы края, председателя и судей Ставропольского краевого суда, поддержке районных и городских судов. О том, что мировая юстиция края состоялась как полноценный правовой и социальный институт, свидетельствуют результаты деятельности мировых судов, в адрес которых с 2001 года поступило более 2,3 млн обращений и материалов.
- Какие цели были изначально поставлены перед мировой юстицией?
- Первая - снизить нагрузку на федеральные суды. Если бы к компетенции федеральных судей было по-прежнему отнесено рассмотрение, к примеру, дел об административных правонарушениях в области дорожного движения, это стало бы непосильной нагрузкой для районных судов. А мировые суды рассматривают дела по всем видам административных правонарушений! Схожа ситуация и по гражданским делам, основную массу которых составляют судебные приказы, число которых только в прошлом году превысило 109,7 тысячи. Вторая, и самая главная, задача - приблизить правосудие к гражданам, сделать судебную власть более доступной для людей. Человек, обиженный чем-то, оскорбленный, подвергшийся обвесу на рынке, вступивший в спор с домоуправлением, должен без особых затруднений обращаться к мировому судье и находить у него защиту в соответствии с законом. Надо сказать, первые годы существования мировых судей убедили скептиков: расчеты оказались верными. Мировые судьи «забрали» из районных судов более 90 процентов дел об административных правонарушениях, 60 процентов гражданских и 20 процентов уголовных дел. Например, за 10 лет нашими судьями рассмотрено свыше 70 тысяч уголовных дел, которые, не будучи тяжкими и особо тяжкими, изрядно «портят» обыденную жизнь законопослушным гражданам - хулиганство, кража, мошенничество и т. д. И последнее – это создание предпосылок для упрощения гражданского и уголовного судопроизводства.
- Логично предположить, что реализация этих задач находится в прямой зависимости от полномочий мировых судей?
- Безусловно. Ведь само выражение «мировой судья» происходит от слова «примирение», то есть первоочередная задача мирового судьи заключается в примирении участников спора. К примеру, в прошлом году благодаря усилиям мировых судей между сторонами было заключено 326 мировых соглашений. За весь период деятельности таких «примирений» состоялось более трех тысяч. Категории же дел, отнесенных к компетенции мировых судей, многочисленны: это и уголовные дела частного обвинения, и дела о преступлениях небольшой тяжести, влекущих максимальное наказание в виде лишения свободы на срок не более трех лет. В компетенцию мировых судей также входит рассмотрение и гражданских дел: о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; о разделе между супругами совместно нажитого имущества. Часть иных дел, возникающих из семейно-правовых отношений, дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей; дела об определении порядка пользования имуществом и дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу. Это, поверьте, большой объем и большая нагрузка.
Судите сами: сейчас в крае функционируют 143 участка мировых судей. В начальный период их деятельности, когда приходилось преодолевать последствия правового нигилизма девяностых годов прошлого века, наблюдался лавинообразный рост нагрузки на судей. В 2001 году служебная нагрузка на мирового судью составляла в среднем по краю всего 51,6 дела в месяц. В 2009 году она достигла уже 237. И тем неожиданнее, на первый взгляд, оказались показатели служебной нагрузки в этом году. В течение 10 месяцев она составила в среднем 160 дел. Такое «падение» связано как с изменениями в законодательстве, исключившими из подсудности мировых судей ряд категорий дел, так и стремлением людей урегулировать споры в досудебном порядке. Также нельзя не отметить позитивные перемены по части доступности правосудия - никаких «старых», ждущих своей «очереди» дел в производстве давно нет. И поверьте, не будет: в 2011 году с нарушением сроков рассмотрено всего 86 дел, или 0,05 процента от общего числа всех рассмотренных.
- Однако и за долями процента – живые люди, их жизнь и заботы…
- А никто ведь и не говорит, что пора почивать на лаврах. Тем более что доверие граждан к мировым судам - не константа, данная раз и навсегда, его надо подтверждать реальными делами, укреплять, решая имеющиеся проблемы. И здесь нет и не может быть мелочей. Нельзя забывать и о правовом просвещении, важной составляющей которого является информационная открытость.
- А какова роль в деятельности мировых судей возглавляемого вами управления?
- Управление ведет работу по согласованию действий мировых судей края, оказанию им правовой помощи. Это крайне важно в условиях действующего законодательства, которое фактически не предполагает существования единого органа судебной власти в мировой юстиции, что влечет за собой опасность разрозненной деятельности мировых судей.
Несомненным успехом, способствующим повышению эффективности работы мировых судей в крае, можно считать поддержанный Судебным департаментом при Верховном суде РФ и согласованный с отделом информатизации аппарата Правительства Ставропольского края проект «Автоматизированная система обеспечения деятельности мировых судей Ставропольского края». Кроме того, уже почти два года в крае функционирует интернет-сайт мировых судей Ставропольского края www.stavmirsud.ru, на котором размещена вся необходимая информация, включая списки дел, назначенных к слушанию, и тексты судебных актов по рассмотренным делам.
Одним из инновационных проектов управления является создание электронной архивной базы дел, рассмотренных мировыми судьями края. А подготовленные нашими сотрудниками аналитические наработки позволяют продуктивно взаимодействовать с органами государственной власти, местного самоуправления и другими заинтересованными структурами по совершенствованию законодательства и выработке эффективных путей борьбы с преступностью.
- Но деятельность управления - это не только работа по обеспечению доступа граждан к информации?
- Разумеется. Важнейшим направлением было и остается создание нормативной базы, подготовка методических пособий и рекомендаций для мировых судей и их аппаратов, наработка новой базы судебного делопроизводства, организация исполнения судебных решений, информационно-правовое обеспечение. Отдельная тема – вопросы организации профессиональной учебы и повышения квалификации мировых судей. Так, нашим управлением совместно со Ставропольским краевым судом по инициативе председателя краевого суда А. Корчагина впервые в истории мировой юстиции были организованы выездные курсы повышения квалификации, что позволило в кратчайшие сроки пройти обучение всему корпусу мировых судей края.
- Ведь кадры, как известно, по-прежнему решают все.
- И речь не просто о профессионализме. Вынесение судьей справедливого обоснованного решения - результат не только высокого уровня профессионализма, но и его личных качеств и жизненного опыта. Он должен уметь вникнуть в проблему и откликнуться на беду, которая постигла пришедших в суд искать справедливости. Это касается и сотрудников аппаратов мировых судей. Именно потому особой важности участком работы нашего управления является кадровая работа на основе продуманной системы оценки, подбора и расстановки кадров, повышения их профессионального уровня. Причем не могу не отметить, что более десятка работников аппаратов мировых судов ныне стали мировыми и федеральными судьями края, около 100 человек замещают должности в аппаратах краевого, арбитражного и районных судов, назначены на различные должности в правоохранительных органах и органах государственной власти края.
- То есть и по кадровым делам налицо межведомственное взаимодействие?
- Без межведомственной координации усилий и повседневного взаимодействия не обойтись на любом участке работы. Например, возьмите судебную статистику, анализ которой является приоритетным направлением деятельности управления. С одной стороны, такой анализ важен для обеспечения эффективной и качественной профессиональной работы судей. И это важнейшая составляющая нашей совместной со Ставропольским краевым судом работы. С другой - выработка на основе тщательного анализа судебной статистики грамотных управленческих решений позволяет силами заинтересованных властных структур минимизировать нарастание негативных последствий, усиливая динамику позитивных процессов.
- Иначе говоря, мировую юстицию можно назвать социальным барометром?
- Безусловно. При высокой востребованности мировой юстиции и значительном объеме работы даже отдельно взятый судебный участок располагает, как говорят социологи, репрезентативной, открывающей широкие возможности для анализа информацией. Статистика отражает реалии жизни и информацию, которая требует анализа, осмысления и адекватных выводов. Хотя, разумеется, главная, изначально вмененная мировым судам функция - реально, не на словах, а на деле обеспечивать через неограниченный доступ к правосудию защиту прав и свобод граждан. Надеемся, что накопленный опыт позволит в окончательной мере реализовать положения судебной реформы, перспективы дальнейшего развития. В их числе электронная подача документов судье, создание базы электронных архивов, электронное исполнение судебных решений. И десять лет сотрудничества трех ветвей власти в деле возрождения и развития мировой юстиции сегодня показывают: мировая юстиция состоялась. И в полной мере к ней относятся слова Президента России Дмитрия Медведева о том, что «отечественное правосудие перестало быть преимущественно карательным. Оно приобрело качества правозащитной системы».
17 ноября 2011 года