Журналистов увольняют, избивают, убивают…
Покалечить можно безнаказанно
Судите сами. За десять месяцев в России пострадали свыше 150 журналистов, уголовные дела по этим фактам практически не возбуждаются. Что значит пострадали? Были избиты, покалечены или подверглись угрозам. Об этом, как сообщает РИА «Новости», заявил главный редактор газеты «Московский комсомолец» Павел Гусев, который также является председателем комиссии Общественной палаты по коммуникациям, информационной политике и свободе слова.
- В XXI веке стало опасно быть журналистом - корреспондентом, фотокорреспондентом... стало опасно писать о коррупции, быть человеком, который свободно говорит о том, что думает, - отметил он.
Такая вот опасная тенденция. В связи с этим, как передает ИТАР-ТАСС, Гусев предложил, чтобы Министерство связи и массовых коммуникаций РФ начало вести постоянные мониторинги деятельности СМИ в регионах, используя данные общественных организаций, занимающихся защитой прав журналистов.
Напомним, таких организаций несколько. В первую очередь стоит вспомнить хорошо зарекомендовавший себя на российском информационном поле и в мире Фонд защиты гласности. По его данным, в нынешнем году уже погибли пять журналистов. В январе в Москве недалеко от телецентра «Останкино» убит редактор программы ООО «ТПО Ред Медиа» телевизионно-технического центра ФГУП «Останкино» Роман Никифоров. Его ударили ножом во время драки. Возбуждено уголовное дело по статье 105 УК РФ («Убийство»). В мае в Санкт-Петербурге во время съемок упал в Неву и утонул оператор ГТРК «Вести-Петербург» Павел Балакирев. Следственные органы квалифицировали трагедию как несчастный случай. В этом же месяце в селе Кокрек Хасавюртовского района Дагестана убит редактор аварской версии исламской газеты «Ас-Салам» Яхъя Магомедов. Журналист находился в гостях у своего двоюродного брата - сотрудника милиции и, когда вышел во двор его дома, то неизвестные открыли по нему огонь. Уголовное дело тоже возбуждено по статье «Убийство». В июне в Магадане убит главный редактор телеканала «Колыма плюс». Уголовное дело возбуждено по статье «Убийство». Следствие не исключает, что причиной его могла стать профессиональная деятельность погибшего. И одновременно ведет речь о конфликте на почве личной неприязни. В июле в Махачкале убит начальник управления информационной политики и пресс-службы президента Дагестана Гарун Курбанов. Когда тот вышел из своего частного дома, появились двое неизвестных, один из которых открыл по чиновнику огонь из автомата. Уголовное дело возбуждено по статьям «Убийство» и «Незаконное ношение, хранение оружия». Убийство, как считают в республике, связанно со служебной деятельностью Г. Курбанова, публичными выступлениями, отношением к экстремистам.
Без вести в январе пропала корреспондент ИА REX Екатерина Силина. Накануне исчезновения журналист предупреждала родных и близких о том, что ей может грозить опасность.
Фонд защиты гласности также зафиксировал 69 случаев нападения на журналистов и редакции.
Равнодушие власти
Многие из них остались безнаказанными. То есть логического конца, о котором говорила Надежда Ажгихина, нам все-таки не хватает. Не хватает и людей, которые бы на государственном уровне, а не силами общественных организаций мониторили бы эту проблему. Но главное все же - ответственность за преступления и давление на журналистов. Согласно рекомендациям Общественной палаты Генеральной прокуратуре РФ нужно провести «проверку полноты и объективности расследования уголовных дел, связанных с нападением на журналистов, без учета сроков давности расследования, а также проанализировать имеющиеся факты отказов в возбуждении уголовных дел, связанных с применением насилия и угрозами в отношении журналистов».
Проверка - это, конечно, хорошо. Но для меня непонятно, почему полицейский, следователь и судья - это спецсубъекты права, которых охраняет несколько специальных статей в Уголовном и Уголовно-процессуальном кодексах, а журналисты - нет. Ведь зачастую при проведении журналистских расследований, например, они рискуют ничуть не меньше спецсубъектов.
В связи с нападениями на журналистов в обществе стала активно обсуждаться возможность законодательно усилить меры безопасности работников СМИ. В конце ноября 2010 года в Госдуму был даже внесен законопроект, ужесточающий ответственность за нападения на журналистов. Поправки, в частности, устанавливают ответственность за сам факт применения насилия в целях воспрепятствования законной деятельности журналиста. Они до сих пор так и не приняты.
По данным Роскомнадзора, за 2010 год в России зарегистрировано более 94 тысяч СМИ, в том числе 73 тысячи печатных и 17,5 тысячи - электронных. При этом, как утверждает П. Гусев, учредителями большинства региональных и муниципальных СМИ выступают органы региональной и муниципальной власти. Однако при этом российская власть, по его словам, «проявляет равнодушие к экономике в медиа-отрасли, отказываясь применять льготные и стимулирующие механизмы». Да и просто принять какие-то меры по защите журналистов.
Уволить главного редактора
В последнее время участились случаи увольнения главных редакторов общественно-политических газет в регионах России, бьет тревогу АРС-ПРЕСС на сайте альянса. Механизмы разные. В том числе - с формулировкой: освобождение от должности главного редактора «в связи с истечением срока действия контракта». И не важно, когда этот контракт заканчивается.
Летом 2011 года была уволена главный редактор газеты «Перекресток» (Белая Калитва, Ростовская область) Светлана Алипова. После многочисленных обращений Ростовского Союза журналистов и АРС-ПРЕСС в разные инстанции, в том числе и к губернатору Ростовской области, С. Алипова была восстановлена в должности, а решение администрации отменено как незаконное.
8 октября отметила свое 105-летие главная газета региона «Республика Башкортостан». В редакцию приезжал президент республики Рустэм Хамитов, тепло поздравлял журналистов, говорил добрые слова в адрес главного редактора Татьяны Сырвачевой. А буквально через неделю руководитель юбилейного издания узнала, что она уже не главный редактор. Якобы «по истечении срока действия контракта», который на самом деле, как выяснилось, заканчивается только в январе 2012 года. На место Т. Сырвачевой сразу же назначили другого человека. Решение было принято министром связи и массовых коммуникаций Республики Башкортостан Б. Мелкоедовым. АРС-ПРЕСС пытался выяснить у него причину увольнения Т. Сырвачевой. Оказалось, что никаких претензий к ней – ни как к руководителю, ни как к главному редактору - нет. Министру послано официальное письмо. О случившемся проинформированы Союз журналистов России и Союз журналистов Башкортостана. Есть надежда, что этого редактора удастся отстоять.
А кто отстоит других? Редакторов и журналистов, репортеров и всех других тружеников пера? На семинаре мы увидели, что это возможно. В других странах. С другим менталитетом. Нам же жить и работать в нашей.
Страна, опасная для журналиста
По данным Международного комитета защиты журналистов, в 2010 году Россия заняла пятое место в рейтинге государств, в которых журналистов убивают из-за их профессиональной деятельности.
16 ноября 2011 года