Героем «Поэмы про гармонь» Ивана Кашпурова стал гармонист из Калиновки
- Этот инструмент принесла в Калиновку бабушка Василиса, – говорит сын героя поэмы Василий. – Ее пятнадцатилетней девочкой отдавали замуж в село Высоцкое, а она сбежала к деду Ивану с узелком, куда поместились все ее нехитрые пожитки, и гармошкой. На ней бабушка играла замечательно и старалась привить любовь к музыке детям. Сыновьям (а их у нее было пятеро) купила по гармошке, каждого научила играть. Давно нет в живых Ф. Ходарина, но земляки часто вспоминают о нем добрым словом. Довелось ему сражаться на фронтах Великой Отечественной. Отец (он родился в 1912 году) тоже воевал, раненым попал в плен. Бежал, но под Миллерово поймали его итальянцы. Вернули в лагерь. Приговорили к расстрелу. Решил снова бежать, получил фашистскую пулю в спину, но на этот раз добрался до своих. Отлежался в госпитале, подлечили, а потом вместо фронта отправили в Сталинград на принудительно-восстановительные работы.
- В мирное время не играл отец на гармошке, наверное, только на похоронах, – вспоминает его сын Василий. – Раньше ведь, когда начинали дом строить, делали саман, все село собиралось… А после работы – общий праздник с песнями и плясками. Без гармониста не обойтись. А сколько свадеб играли! И проводы в армию были всеобщими торжествами. Наш земляк Иван Кашпуров, еще будучи подростком, отца с удовольствием слушал…
Когда молодежь устраивала свой клуб «Заря» в пустом бесхозном доме (об этом говорится в поэме), будущий поэт был в числе активистов. Так что «Поэма про гармонь» основана, скорее всего, на его детских впечатлениях:
Отерев со лба испарину
и гася веселья пыл,
выход Федора Ходарина
парень бойко объявил.
И гармонь, гармонь двухрядная,
чутко вздрогнув, ожила
и сердца в поля нарядные
вслед за песней повела…
(Фрагмент «Поэмы про гармонь»)
Старожилы Калиновки хорошо помнят, что Федор Ходарин работал в колхозе табунщиком, строителем, ездовым. Любил лошадей, участвовал в скачках. До старости оставался, как сказали бы сегодня, «фактурным» мужиком. Дорожил семьей. Мог в зимнюю вьюгу отправиться за несколько километров в хутор Розлив за яблоками для любимой жены. Пока принесет, ей яблок расхочется – что с беременной женщины возьмешь!
- В свои приезды в родное село Кашпуров подолгу беседовал с отцом, – продолжает Василий Федорович. – Когда поэма вышла в «Ставропольской правде», это был такой праздник – не только семейный. Все село гудело! В краевой газете написали — в стихах — о простом колхознике из Калиновки! И ведь очень точно подметил Кашпуров характеры сельчан, детали нашего быта, здешнего особого говора.
21 октября 2011 года