07:30, 11 октября 2011 года

Имена двух пропавших без вести солдат Великой Отечественной войны расшифровали поисковики

Он погиб подо Ржевом

Жительница краевого центра Любовь Озерская вспоминает: накануне телефонного звонка из Тверской области ей долго снился странный сон. Будто есть у нее где-то участок земли, оставшийся в полном запустении, но привести его в порядок руки почему-то не доходят… В душе поселилась необъяснимая тревога, которой она решила поделиться с мамой. Вера Николаевна как могла успокаивала дочь:

- О чем тревожиться? Родные, слава Богу, живы-здоровы…

И вдруг этот звонок! После разговора с командиром архивно-поисковой группы «Броня» уже обе женщины от переживаний и нахлынувших чувств долго не находили себе места. Люба говорит, что слушала собеседника на том конце провода затаив дыхание, пребывая в каком-то шоке. Мужской голос звучал ровно и спокойно, Алексей Кузнецов сказал:

- Нашли останки вашего деда и отца – Николая Петровича Ушкова…

По воспоминанию бабушки, которой давно уже нет в живых, в армию ее мужа забрали перед самой войной. Николай Ушков, боец химической роты защиты, несколько месяцев проходил обучение. Супруге всего один раз удалось попасть к нему в часть, чтобы показать новорожденную дочь. И это была их последняя встреча. Бойца в скором времени отправили на фронт, а в 1942-м пришло извещение о том, что он без вести пропал под Ржевом.

- Таким вот коротким оказалось ее семейное счастье: у Николая Ушкова был еще сын от первого брака, поэтому на руках у моей бабушки тогда осталось двое детей, – продолжает собеседница, показывая самые дорогие фотографии из семейного архива.

Вскоре от поисковиков пришло еще и письмо, которое взволновало женщин не меньше, чем телефонный звонок. В нем говорилось: «По сведениям Центрального архива Министерства обороны РФ, красноармеец Ушков Н.П. числится погибшим 2 октября 1942 года в районе одной из деревень Зубцовского района, где и были найдены останки родного вам человека. Поисковики работают здесь много лет, но найти и похоронить всех павших все равно не удается… Только нашим отрядом в урочище бывшей деревни было найдено более 150 бойцов, в том числе из 20-й гвардейской стрелковой дивизии, в которой воевал Николай Петрович Ушков. Торжественное перезахоронение останков состоится 23 августа, в день освобождения города Зубцова от немецко-фашистских захватчиков, приглашаем принять участие…».

Дорога предстояла неблизкая, и Люба, волнуясь за маму, собиралась отправиться на перезахоронение деда одна. Но когда обо всем этом мама сообщила брату, Анатолию Николаевичу Ушкову, то старики, несмотря на возраст и хвори, решительно заявили:

- Мы тоже поедем!

…Перезахоронение происходило на мемориальном кладбище деревни Веригино. Родственники погибших бойцов приехали из всех концов России, бывших советских республик и даже из Америки – более 160 человек. С воинскими и мирскими почестями в этот день предали земле останки тысячи советских воинов!

Как известно, Зубцов отбили у врага в августе 1942-го, а весь район удалось освободить только в марте 1943-го. В кровопролитных боях в этих местах, составлявших Ржевский рубеж, погибли по меньшей мере 32 тысячи человек. Теперь тут находится 41 воинское захоронение.

- Вот и закончились долгие ожидания, которыми много лет жила вся наша семья. Мы всегда надеялись получить хоть какую-нибудь весточку, – говорит Любовь Озерская. – Но не думали, что спустя десятки лет не только побываем на месте гибели родного человека, но и, как положено, сможем его похоронить.

На днях Николая Петровича Ушкова впервые поминали и дома, в кругу семьи…

На руках до самого дома….

Меньше месяца назад в Зеленокумске состоялось торжественное перезахоронение останков еще одного воина-земляка – Александра Васильевича Судакова. На родину с далекой Смоленщины останки доставила семидесятипятилетняя дочь бойца…

Нынешним летом под Ельней одним из поисковых отрядов было обнаружено одиночное захоронение. Там же нашли и личный медальон красноармейца: когда удалось восстановить запись во вкладыше, начались поиски родных.

Сведения собирались по крупицам, выяснилось, что родом боец из Степновского района Ставропольского края: на территории Варениковского сельсовета долгое время проживала его семья – жена и четыре дочери. Девчонки осиротели, когда пришло извещение, что отец пропал без вести. Воевал он в составе 100-й стрелковой дивизии, в сентябре 1941-го принявшей на себя удар гитлеровцев. Интересно, что решением Верховного главнокомандующего четырем стрелковым дивизиям СССР: 100-й, 127-й, 153-й и 161-й, участвовавшим в боях под Ельней, «за боевые подвиги, за организованность, дисциплину и примерный порядок» были присвоены почетные наименования «гвардейские».

Когда в Зеленокумске разыскали одну из дочерей погибшего – Надежду Александровну Лисицыну – и по телефону сообщили, что найдены останки отца, женщина отчаянно вскрикнула:

- Ой-ой, папку нашли!

И решение приняла сразу: хоронить его на родине, где живут еще две дочери бойца. «…Рядом с мамкой ему будет лучше», – сказала она. Отправилась в дальнюю дорогу, а сопровождать вызвались двое внуков – они удивлялись: несколько суток в пути бабушка глаз не сомкнула!

17 сентября в Ельне останки Александра Васильевича Судакова передали родным.

В Зеленокумске ее ждали. На митинг у мемориала Славы собрались учащиеся, студенты, жители, руководители городской и районной администраций, работники военкомата, оказавшие помощь и поддержку родным бойца. Похоронили Александра Васильевича Судакова со всеми воинскими почестями на городском кладбище. Когда над могилой героя отгремели выстрелы, в небо вдруг поднялись два голубя. Надежда Александровна улыбнулась и тихо произнесла:

- Вот теперь они вместе…

«Считались без вести пропавшими»
Газета «Ставропольская правда»
11 октября 2011 года