Коррупция.

Коррупция.

Как известно, наш край входит в число наиболее экономически развитых регионов Северо-Кавказского федерального округа, имеет высокие показатели по инвестиционной привлекательности. Необходимым условием успешного стратегического развития Ставрополья является создание такой системы государственного управления, при которой коррупция, следствием которой являются нарушенные принципы равенства и социальной справедливости, затруднение экономического развития края и препятствие повышению эффективности государственного управления, а в конце концов и подрыв доверия населения края к деятельности органов власти, была искоренена.

Законодательная основа

В 2008 году в России был принят Федеральный закон «О противодействии коррупции», который установил правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и ликвидации последствий соответствующих правонарушений. Ставрополье стало одним из первых субъектов Российской федерации, где был разработан и принят региональный закон о противодействии коррупции. В нем предусмотрены, в частности, разработка и реализация антикоррупционных программ; проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Ставропольского края и их проектов; антикоррупционные образование и пропаганда; внедрение антикоррупционных механизмов в рамках реализации законодательства о государственной гражданской службе; внедрение административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг; взаимодействие органов государственной власти Ставропольского края, государственных органов Ставропольского края с общественными объединениями и гражданами по вопросам противодействия коррупции.

Однако, говоря об антикоррупционном законодательстве, Президент России в свое время отметил: «Чтобы закон начал работать, нужно не просто его принять, обнародовать и разъяснить, но и создать условия для его реализации».

Помочь реализации краевого антикоррупционного законодательства призвана целевая программа «Противодействие коррупции в сфере деятельности органов исполнительной власти СК на 2010-2014 годы». В Программу наряду с конкретными мерами, такими как внедрение административных регламентов исполнения госфункций, создание многофункциональных центров предоставления госуслуг, проведение комплексных целевых проверок, экспертиза инвестиционных проектов на коррупциогенность, социологические опросы и другое, заложены индикаторы и показатели, по которым будет оцениваться работа антикоррупционных механизмов. В их числе: количество посещений пользователями раздела «Борьба с коррупцией» на официальном информационном интернет-портале органов государственной власти Ставропольского края; количество государственных (муниципальных) услуг, предоставляемых заявителям через единую систему информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет; количество государственных (муниципальных) услуг, предоставляемых заявителям на базе многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг — так называемых служб «одного окна».

Эффективное противодействие коррупции, учитывая масштабность проблемы, предполагает внедрение системы правовых, экономических, политических и информационных мер, реализуемых в органах исполнительной власти Ставропольского края в рамках программы. С учетом этого в программе определены следующие принципы антикоррупционной политики: признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; публичность и открытость деятельности органов исполнительной власти региона и органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края; неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер, направленных на противодействие коррупции; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; сотрудничество государства по вопросу противодействия коррупции с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

На экспертном уровне

Антикоррупционная экспертиза по своей сути – превентивная мера, направленная на выявление в действующих нормативных правовых актах либо их проектах (еще на стадии разработки) коррупциогенных факторов и их устранение.

Ведь ни для кого не секрет, что значительная часть коррупционных нарушений становится возможной «благодаря» возникающим либо умышленно, либо по недосмотру недостаткам действующего законодательства — так называемым «лазейкам», которыми успешно пользуются нечистые на руку чиновники.

Так кто в нашей стране отвечает за то, чтобы подобные «прорехи» не возникали в законодательстве? Как гласит федеральный закон, основными субъектами, обладающими правом проведения антикоррупционной экспертизы, являются прокуратура России, Минюст России, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации и их должностные лица. При этом федеральный законодатель закрепил за ними «собственную сферу ответственности», конкретизировав виды нормативных правовых актов и их проектов, подпадающих под сферу контроля каждого.

И в отдельных случаях, к примеру, по нормативным правовым актам, регулирующим права, свободы и обязанности человека и гражданина, имеется по сути двойной антикоррупционный нормоконтроль – и органов прокуратуры, и органов юстиции. А если учесть, что эти же нормативные правовые акты подпадают под антикоррупционный контроль и в органах, их разработавших и принявших, то получается, что один документ проверяется на предмет наличия в нем коррупциогенных факторов несколькими экспертами. Кстати, к числу их относятся и независимые эксперты (институты гражданского общества и граждане), участие которых в проведении независимой антикоррупционной экспертизы определено федеральным законом.

В правительстве Ставропольского края антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, принимаемых губернатором и ПСК, и их проектов, а также действующих законов края осуществляет правовое управление аппарата ПСК. Необходимо отметить, что по своей сути данный вид экспертизы в корне отличается от юридической. Ведь при проведении антикоррупционной экспертизы специалистам необходимы широкий диапазон знаний состояния нормативного регулирования в каждой отраслевой сфере, а также представление о том, как работает нормативный правовой акт на практике, понимание характерных для отрасли коррупционных угроз и рисков. В противном случае антикоррупционная экспертиза может превратиться в формальную процедуру. Именно поэтому сотрудники правового управления аппарата ПСК постоянно повышают свой профессиональный уровень, обучаясь методике проведения данного вида экспертизы на специальных курсах повышения квалификации. При этом многие из них имеют опыт юридической работы в отраслевых сферах государственного управления.

А что происходит, если при проведении анитикоррупционной экспертизы в том или ином нормативно-правовом акте (НПА) «выплывает» недочет? Тогда правовым управлением готовится заключение, в котором как отражаются коррупциогенные факторы, так и предлагаются способы их устранения, и направляется разработчику НПА.

Часто ли разработчики НПА допускают «огрехи»? Судите сами. Согласно данным правового управления аппарата ПСК, за шесть месяцев 2011 года проведена антикоррупционная экспертиза 729 проектов нормативных правовых актов губернатора и краевого правительства, 65 законопроектов и 47 законов Ставропольского края, поступивших губернатору на подписание из Думы Ставропольского края. Выявлены коррупциогенные факторы в 17 проектах нормативных правовых актов и трех действующих законах края. Все они были устранены в бесспорном порядке разработчиками.

Устраненные «лазейки»

Чаще всего при проведении экспертизы в проектах выявлялись положения, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения. К примеру, такой коррупциогенный фактор, как широта дискреционных полномочий ( т. е. отсутствие или неопределенность сроков, условий либо оснований для принятия решения), был выявлен в проекте постановления ПСК, определяющем порядок осуществления контроля за деятельностью бюджетного или казенного учреждения. В данном проекте разработчиком закреплялся открытый, а не исчерпывающий перечень решений, принимаемых учредителем по результатам анализа информации, представленной в отчете о результатах деятельности учреждения. В этом же проекте было установлено наличие и другого коррупциогенного фактора – неполнота административных процедур: документ не предусматривал порядка совершения краевыми органами государственной власти действий, следующих за возвращением на доработку отчета о результатах деятельности учреждения.

Другой пример: выявление аналогичных коррупциогенных факторов в проекте целевой программы, определяющей направления развития физической культуры и спорта в крае. Здесь не была установлена процедура оценки и сопоставления заявлений и документов физкультурно-спортивных организаций, спортивные команды которых выступают на всероссийских и международных соревнованиях от имени края, в целях их отбора для предоставления субсидий на частичное возмещение затрат. Подобный подход дал бы возможность конкурсной комиссии осуществлять такой отбор по своему усмотрению, руководствуясь субъективным мнением членов комиссии.

Однако бесспорно то, что в целом ситуация в сфере нормо-творчества в крае имеет положительную тенденцию: претензий к нормативным правовым актам губернатора и правительства края от надзорных органов на предмет наличия в них коррупциогенных факторов фактически не имеется, как не имеется и заключений к данным нормативным правовым актам от независимых экспертов, а это значит, что работа правового управления имеет конкретный результат, исключающий появление в НПА «окошек» для коррупционеров.

Служба «одного окна»

Тем не менее все мы должны понимать, что коррупцию нельзя ограничить или победить только законодательными методами. Здесь, конечно, важно построить и эффективные практические механизмы противодействия коррупции. Например, обеспечить качество и доступность государственных и муниципальных услуг для населения. В этих целях в крае создается сеть многофункциональных центров, которые должны минимизировать контакт чиновников и получателей услуг. Это также является реализацией одного из направлений административной реформы в плане повышения информационной открытости власти, налаживания механизмов обратной связи с населением. Ведь не секрет, что если речь заходит о получении гражданами каких-либо государственных либо муниципальных услуг, ассоциации возникают неутешительные: бесконечные очереди к кабинетам, нескончаемая беготня между ведомствами для получения всевозможных справок, любезные «посредники», готовые за энную сумму «решить все проблемы». Такие реалии нередко порождают чиновничий произвол, нечистоплотность и, в итоге, коррумпированность органов государственной власти. И изменить ситуацию на диаметрально противоположную, на взгляд правительства Ставропольского края, поможет перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид. Его цель – оптимизация процесса оказания государственных и муниципальных услуг, выраженная в упрощении процедур, сокращении сроков, повышении комфортности получения гражданами и юридическими лицами государственных и муниципальных услуг за счет реализации принципа «одного окна». Создание многофункциональных центров также будет способствовать решению задачи противодействия коррупции, ликвидации рынка посреднических услуг, организации информационного обмена данными при предоставлении государственных и муниципальных услуг.

На сегодняшний день Ставрополье может похвастаться семью действующими многофункциональными центрами: в Александровском, Советском, Степновском, Красногвардейском, Курском районах, а также в городах Изобильном и Невинномысске. В среднем там предоставляется от 17 до 60 услуг и одновременно действует от трех до семи окон обслуживания. Однако пока это так называемые «моноцентры», предоставляющие гражданам услуги только в сфере социальной защиты, но прорабатывается вопрос о возможности расширения спектра их работы. В планах — появление в ближайшем будущем и двух полноценных многофункциональных центров в Ставрополе и Кисловодске, в 2011 году на эти цели направлено окого 58 миллионов рублей.

Так что с полной уверенностью можно сказать, что передовые технологии стали доступны обществу. Равно как и то, что долгие очереди и бесконечный сбор дополнительных справок останутся в прошлом. Отныне все «бумажные» хлопоты населения возьмут на себя специалисты многофункциональных центров.

Лицом к народу

Общепризнанно, что обязательным условием успешности в борьбе с коррупцией является гласность, прозрачность и подконтрольность обществу деятельности органов власти и управления. В соответствии с этими основополагающими принципами правительство Ставропольского края уделяет большое внимание повышению прозрачности и информационной открытости в своей работе.

Одна из мер, кстати, предусмотренная законодательством, – опубликование для всеобщего сведения документов, принятых органами государственной и муниципальной власти. С этой задачей власти региона успешно справляются. Публичное обсуждение важных для населения НПА прочно входит в практику, как и их общественная экспертиза. Все большую роль во всякого рода общественных советах при министерствах и ведомствах играют представители гражданского общества.

Кроме того, обязательным условием открытости является публикация сведений о доходах и имуществе не только действующих государственных и муниципальных служащих, но и иных сведений о претендентах на замещение этих должностей. За тем, чтобы подобная информация предоставлялась достоверно и в полном объеме, следят специальные комиссии. Кстати, по итогам их работы 22 чиновника привлечены к дисциплинарной ответственности за предоставление неверных сведений.

Не последнюю роль во взаимоотношениях власти и граждан играет отношение к людям чиновников. Ведь высокомерным, хамским поведением, бюрократическим подходом к делу легко дискредитировать не только себя, но и власть в целом. И, чтобы исключить такую возможность, в марте этого года губернатор Валерий Гаевский утвердил Кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Ставропольского края. В документе объясняется, как госслужащий обязан вести себя, чтобы словами или поступками не скомпрометировать себя и руководство. В частности, непреложными условиями являются вежливое общение с представителями СМИ, предоставление достоверной информации, соблюдение всех ограничений, установленных федеральным и краевым законодательством. В список запретов входит получение вознаграждений и подарков «в благодарность» за выполнение своей работы, а также вызывающее или конфликтное поведение, зло-употребление своими полномочиями и многое другое. За нарушение правил Кодекса предусмотрены серьезные санкции.

К примеру, в этом году взыскание уже получили 19 чиновников.

Борьбе с коррупцией в Кодексе также посвящено несколько разделов. Например, через «антикоррупционный фильтр» проходят все претенденты на должность государственного служащего. Анкетные данные участников конкурса тщательно изучаются и проверяются на достоверность. Новые кадровые технологии, к которым относятся автоматизированное тестирование знаний и навыков, психометрический анализ деловых и личностных качеств кандидатов, интегрированная балльная оценка выполненных ими теоретических и практических заданий, позволили свести к минимуму влияние субъективного человеческого фактора при определении победителя конкурса. Кроме того, с 2010 года для только что вступивших в должность госслужащих ввели испытательный срок, который позволяет оценить правильность выбора конкурсной комиссии. В дальнейшем деятельность чиновников неоднократно проверяется с помощью квалификационных экзаменов и аттестаций.

Всем миром

Конечно, проблемы предупреждения и пресечения коррупции на государственной гражданской службе требуют системного подхода и в один миг не решаются. Наряду с повышением требований к государственному служащему необходимо решать и вопросы повышения материального стимулирования труда, набора социальных льгот и гарантий. Уровень развития коррупции, степень ее общественной опасности требуют участия в борьбе с этим злом всего общества России. И, в первую очередь, активной гражданской позиции каждого жителя края. В частности, не молчать, видя произвол госслужащего, его неподобающее поведение или иные нарушения со стороны чиновников, а вовремя информировать об этом органы власти. Обратиться в правительство Ставропольского края можно письменно или устно. Гражданин, направляя письменное обращение на имя губернатора или в адрес правительства края, указывает свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату. Письменное обращение можно направить одним из следующих способов: или почтовым отправлением по адресу: 355025, Ставрополь, площадь Ленина, 1, или с помощью факсимильной связи по телефону/факсу (8652) 30-64-75. Также можно отправить сообщение в электронном виде на адрес: gsk@stavkray.ru.

Кроме того, можно принести заявление лично и сдать его по адресу: Ставрополь, площадь Ленина, 1, в отдел по работе с обращениями граждан.

А как быть, если поделиться наболевшим хочется, что называется, глаза в глаза? Можно записаться на личный прием к губернатору или его заместителям. Прием первыми лицами края проводится в соответствии с утвержденным графиком по предварительной записи. Записаться на него можно в отделе по работе с обращениями граждан по адресу: г. Ставрополь, пл. Ленина, 1. При себе необходимо иметь паспорт или документ, удостоверяющий личность. Дополнительную информацию о порядке записи можно получить по телефону (8652) 35-55-64.

Ставрополье против коррупции / Газета «Ставропольская правда» / 23 сентября 2011 г.