Акция «Молодежный патруль здоровья».

Акция «Молодежный патруль здоровья».

© Фото: Татьяна ВАРДАНЯН

Отмечалось, что все чаще в сети дурмана попадают молодежь и подростки. Но кто же прививает нашим детям «вкус» к жизни под кайфом? Нет сомнений в том, что в процессе наркотизации страны немалую роль играют, как правило, различного рода электронные СМИ, и в первую очередь Интернет.

Как отметил начальник управления по госинформполитике и массовым коммуникациям аппарата ПСК Мисак Григорьев, региональные СМИ в этом плане «чисты»: в них нет какой-либо пропаганды употребления наркотических средств или психотропных веществ — об этом свидетельствуют результаты мониторинга печатных и электронных СМИ края. Наоборот, ставропольское журналистское сообщество активно проводит кампанию по формированию нетерпимого отношения к употреблению и распространению всякого рода дурманящих средств и пропагандирует здоровый образ жизни.

Но проблема борьбы с «нечистыми на руку» информационными ресурсами по-прежнему остается нерешенной. Ведь, как было отмечено, если в отношении газет, журналов, теле- и радиопрограмм есть какие-то реальные рычаги управления и можно установить и наказать виновника «рекламы» наркотиков, то специфика размещения информации в сети Интернет такова, что найти и призвать к ответственности подавляющее число нарушителей не представляется возможным. На сегодняшний день, пожалуй, единственным сколько-нибудь эффективным способом противодействия потоку подобной информации во Всемирной паутине является воздействие административными мерами на хостинг-провайдеров, то есть на те организации, которые предоставляют свои технические возможности для размещения информации в глобальной сети.

Да и чего уж греха таить, антинаркотическая пропаганда в ставропольских СМИ по многим позициям пока слабее, чем «реклама» дурмана из Интернета. И причины, по мнению первого заместителя главного редактора «СП» Андрея Володченко, кроются в том, что медиасопровождение антинаркотической пропаганды не отличается системностью и упорядоченностью, хотя большинство людей получают информацию о наркоситуации именно из СМИ.

«Пропаганда здорового образа жизни и необходимости отказа от всяческого рода зелья должна быть нацелена и на каждого подростка, и на общество в целом. При этом, думаю, СМИ не должны говорить только о задержаниях и изъятых килограммах. Следует учитывать и социально-психологический механизм воздействия СМИ на сознание и поведение человека. Вот почему нужно избегать оглашения финансово-экономической стороны наркобизнеса, не выпячивать факты, связанные с легализацией наркотиков. Наша основная цель — профилактика. Нередко через СМИ изготовители антинаркотической социальной рекламы пытаются доказать, что употреблять наркотики – это плохо. Вместо того чтобы объяснять людям, что не употреблять – это хорошо. Пока мы окончательно не поймем разницу между этими двумя подходами, так и будем вызывать недоверие у подрастающего поколения», – подчеркнул он.

На заседании была затронута и такая немаловажная проблема: в СМИ почти не публикуются статьи специалистов, имеющих прямое, профессиональное отношение к вопросом борьбы с наркотизацией: врачей, психологов, педагогов, сотрудников правоохранительных органов. Авторами и инициаторами большинства таких материалов являются сами журналисты, а вот должностные лица, в чьи обязанности как раз и входит работа по пропаганде здорового образа жизни, слишком инертны в плане общения с людьми через СМИ.

Участники заседания сошлись во мнении, что борьба с наркопреступностью и наркотизацией населения не должна сводиться только к репрессивно-полицейским методам.

На мой взгляд, необходимо совместными усилиями СМИ, властных и правоохранительных структур выработать единую концепцию освещения в СМИ проблемы наркомании, разработать правила подачи материалов о наркотиках, чтобы избежать «проколов» и ошибок в работе над журналистскими материалами антинаркотической направленности.

Юлия ФИЛЬ

Как бороться с наркоугрозой / Газета «Ставропольская правда» / 23 сентября 2011 г.