08:31, 17 сентября 2011 года

Аэропорты Ставрополья могут начать принимать рейсы из Европы и Азии

Обе воздушные гавани получили серьезный импульс для динамичного развития. Ведь, как поясняют в министерстве промышленности, энергетики и транспорта, приобретенная аэропортами самостоятельность и сохранение международного статуса повысили к ним интерес авиаперевозчиков. Все это в итоге, безусловно, должно отразиться на доступности перелетов для населения региона и значительном расширении географии полетов.

Лучший на Северном Кавказе

Напомним, что аэропорт в Минеральных Водах, успешно переживший реконструкцию аэровокзала и ввод новой взлетно-посадочной полосы, уже получил оценку на самом высоком уровне. Так, «СП» совсем недавно писала, что во время своего недавнего визита на Ставрополье вице-премьер Правительства России Сергей Иванов назвал этот аэропорт лучшим в Северо-Кавказском федеральном округе. И, более того, одним из немногих достойных примеров эффективного привлечения частных инвестиций в округе.

Ведь именно за счет негосударственных вложений была проведена масштабная реконструкция аэровокзального комплекса, кардинально изменившая как его внешний вид, так и функциональность. Действительно, новое современное здание впечатляет масштабами и современными архитектурными решениями. Наконец приведена в порядок привокзальная территория.

Что касается внутренних изменений, то, к примеру, новый зал ожидания не только стал более комфортным, но и значительно увеличил площадь. Там появились современные информационные табло и павильоны кассового обслуживания. Не менее кардинально преобразились залы операционный и длительного ожидания, багажного отделения, зал вылета международных авиалиний, в том числе зоны таможенного и пограничного контроля, досмотра.

Но еще более значимым событием для аэропорта стал запуск в эксплуатацию этим летом новой взлетно-посадочной полосы. Она оснащена новейшим светосигнальным, радиотехническим, навигационным оборудованием и допущена к приему всех типов воздушных судов как российского, так и зарубежного производства. На строительство новой полосы с 2006 года в рамках федеральной программы было затрачено около 3,4 млрд рублей.

Сейчас минераловодский аэропорт еще сохраняет статус государственного унитарного предприятия, стопроцентный пакет акций которого находится в краевой собственности. Однако предполагается, что эти воздушные ворота в скором времени будут приватизированы, что должно в идеале ознаменовать их новый качественный этап развития.

Долгожданное оживление

Снова учится «летать» и Став­ро­поль, несмотря на все перипе­тии в прошлом. Аэропорт краевого центра, плачевное состояние которого долгие годы вызывало у жителей и гостей города лишь сожаление, тоже начинает преображаться и оживать: в течение последнего полугода сюда приходят новые авиакомпании, стабильно растет пассажиропоток, снижается стоимость билетов, а взлетно-посадочная полоса буквально этим летом стала принимать воздушные суда-«иномарки».

Сейчас в общей сложности в месяц из краевого центра вылетает чуть больше сотни рейсов, а ежемесячный пассажиропоток с начала года вырос в разы и уже достиг к августу 22 тысяч человек. И несмотря на то, что направления полетов пока ограничиваются Москвой и Ереваном, убыточный до недавнего времени аэропорт краевого центра быстро превратился в предприятие хоть с небольшой пока, но все же прибылью.

Закипела и жизнь вокруг него. Так, у населения наконец появилась возможность добираться в аэропорт на общественном транспорте: сейчас из Ставрополя туда регулярно ходит маршрутка № 120, но у властей есть задумки вскоре пустить в этом направлении и большие автобусы. Между тем возникла и необходимость создания на территории аэропорта новых парковочных мест для автомобилей, чтобы улетающие пассажиры смогли оставлять свои машины на время отсутствия и не беспокоиться за них. Структурным подразделениям администрации города даны поручения по проработке данного вопроса, и уже к концу осени они обещают решить проблему.

- Сейчас в аэропорту Ставрополя имеются все контролирующие государственные структуры, обеспечивающие его функционирование как международного аэропорта, - добавляет первый замминистра промышленности, энергетики и транспорта Сергей Трифонов. – Техническое оснащение международного пункта пропуска соответствует всем требованиям, чтобы производить таможенное оформление и контроль лиц, грузов и транспортных средств при максимальной загрузке аэропорта.

Но тем не менее, добавляет он, для возвращения к прежней насыщенной жизни (а еще в начале девяностых из краевого центра можно было напрямую попасть в 26 городов) воздушные ворота Ставрополя нуждаются в серьезной модернизации.

Воздушные амбиции

Для покрытия текущих потребностей – чтобы аэровокзал не испытывал перегрузки и не доставлял пассажирам значительных неудобств – в здании ставропольского аэропорта идет ремонт второго этажа. Там вскоре появится еще один зал ожидания. Кроме того, планируется организация работы дополнительного зала в международном секторе.

Что же касается более долгосрочных перспектив, то разработана концепция развития аэропорта в Ставрополе до 2025 года. Согласно ей власти не намерены ограничиться реконструкцией здания аэровокзала и увеличением числа залов прилета и вылета на внутренних и международных авиалиниях. Предполагается строительство грузового терминала, нового перрона и реконструкция взлетно-посадочной полосы с увеличением ее длины до трех тысяч метров.

- Выполнение всех намеченных мероприятий, - отмечает С. Трифонов, - позволит в течение пяти лет – с 2011 по 2016 год – увеличить количество обслуживаемых пассажиров со 150 тысяч до 500 тысяч человек в год, повысить уровень безопасности и улучшить качество транспортного обслуживания людей. А ежегодный объем обработанных грузов должен вырасти до 13 тысяч тонн. Ну и конечно, модернизация означает расширение географии полетов, а следовательно, и активизацию внешнеэкономической деятельности Ставропольского края.

Такие радужные перспективы позволяет рисовать крайне выгодное расположение аэропорта. Однако, понятное дело, будущее воздушных ворот краевой столицы в первую очередь зависит от решения финансового вопроса.

Органы исполнительной власти края принимают все необходимые меры по вопросам развития аэропорта краевого центра и его инфраструктуры. В частности, в прошлом году усилиями региональных властей отремонтирован водовод. В этом году в аэропорт была проведена оптоволоконная связь. Однако возможности по оказанию финансовой помощи у региональной казны ограничены.

В рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России на 2010-2015 годы» предполагается направить на реконструкцию аэродромного комплекса в Ставрополе средства федерального бюджета в объеме почти 1,2 млрд рублей. В том числе в 2013 году – 82,3 млн, в 2014 – 277,3 млн, а в 2015 – 834,7 млн рублей. Но однозначно, учитывая масштаб необходимой модернизации, не обойтись без частных инвестиций. Поиск ключевого инвестора, который взялся бы за реанимацию аэропорта, сейчас ведется.

- Впереди большая работа, а пока мы стараемся в имеющихся условиях обеспечить как можно больший комфорт пассажирам, - объясняет С. Трифонов. - А параллельно ведутся переговоры с несколькими десятками авиакомпаний – как российскими, так и зарубежными. Нужно налаживать внутрироссийское авиасообщение. Но тем не менее мы уже сейчас стараемся «зацепить» и полеты по маршрутам Европа – Азия, многие из которых вполне логично могут проходить через Ставрополь. Также востребованными в регионе будут регулярные полеты в крупные города Европы, а также в привычные места отдыха россиян – Турцию, Египет, Объединенные Арабские Эмираты и т.д.

««Окрыленное» Ставрополье»
Газета «Ставропольская правда»
17 сентября 2011 года