Качество ставропольских консервов «Русское село» по достоинству оценили потребители
В начале сентября с потенциалом предприятия познакомился губернатор СК Валерий Гаевский. На площадке консервного завода состоялся конструктивный разговор о будущем сельскохозяйственной отрасли Ставрополья и поддержке аграриев со стороны государственной власти края.
И это очень хорошая новость, учитывая качество консервов «Русского села», которое по достоинству уже оценили потребители России. Именно в дальние города и веси все предыдущие годы шла продукция «Русского». И это было обидно для производителей, которые возродили овощную переработку практически на пустом месте. Причем начали ее в 2009 году, во время кризиса, когда повсеместно рушились действующие производства, а уж о создании нового никто и не помышлял вовсе. Идея местного предпринимателя Александра Дыдымова и председателя колхоза «Кабардинский» Геннадия Туркинова за эти годы, скажем так, обросла плотью – цехами, машинами, агрегатами, линиями по переработке овощей, плантациями огурцов, моркови, укропа и много еще чем - и доказала свою жизнестойкость.
Приведем только некоторые данные. Сейчас ПМК «Русское», которым руководит А. Дыдымов, и консервный завод «Русский» с генеральным директором Г. Туркиновым - в прямом смысле слова градообразующие предприятия Русского сельсовета. Например, ПМК «Русское» - лидер строительной отрасли не только нашего края, но и Юга России в целом - в прошлом году построила всего хорошего и полезного на миллиард 500 тысяч рублей. В нынешнем - строители планируют освоить более четырех миллиардов рублей. Такими же темпами развивается и консервный завод. Он выпустил в прошлом году продукции на 150 миллионов рублей. В нынешнем планирует в три раза больше. И все налоги поступают в бюджет Ставрополья. Сейчас уже закончена переработка горошка, его сделано - только представьте – восемь (!) миллионов банок. И – по секрету – знаете, почему «русский горошек» такой вкусный? Его путь от поля до банки занимает менее двух часов. Сейчас в разгаре переработка кабачков и огурцов, которые, кстати сказать, тоже приросли площадями. Площадь землепользования предприятия - около тысячи гектаров. Половина из них - орошаемые.
- Что же попадает в магазины Ставрополья? – спрашиваю у генерального директора ООО «Торговый дом Консервный завод Русский» Андрея Мелешко.
- В магазины края попадает весь ассортимент выпускаемой заводом продукции. А это около 20 видов консервов. Примерно половина из них делается по ГОСТам, остальное – по техническим условиям, большинство из которых основаны на оригинальных рецептах наших технологов. Мы считаем, что здоровая пища - это здоровье наших детей, поэтому в процессе приготовления не используются ни искусственные консерванты, ни ГМО, ни ароматизаторы или вкусовые добавки.
После создания Торгового дома «Консервный завод Русский» на рынок вышла собственная торговая марка «Русское село». И это не может не радовать. Хотя за три года деятельности нашего консервного завода никогда не было проблем с реализацией. Нашу продукцию знают, заказывают и покупают в Краснодарском крае, Тульской, Воронежской и Ростовской областях, Новосибирске, Уфе, Омске и других городах и регионах России.
Сейчас мы вошли в несколько местных локальных сетей, что расширило наше присутствие в домашнем регионе. Плодоовощную консервацию под собственной торговой маркой «Русское село» можно купить в любом населенном пункте Ставропольского края и Северной Осетии. Мы ставим для себя задачу, чтобы в каждом магазине было представлено пять наименований из нашего ассортимента. Причем самые популярные – зеленый горошек, кабачковая икра, фасоль в натуральном соке или с томатом, огурцы и один из трех выпускаемых нами соков. В данный момент для сетей домашнего региона проходит акция с желтым ценником, то есть продаем продукцию по низким ценам, гарантируя при этом высочайшее качество.
Все три предыдущих года «Русский» искал свой путь именно к ставропольскому потребителю. Арендовали склад в краевом центре, поставляли продукцию во все мелкие магазины. Оказалось, что такой путь нерентабелен. Поняли, что с размахом и объемом производства консервному заводу нужны и более масштабные пути сбыта. Попробовали попасть в торговые сети. Увы, положение в них таково, что «попадание» зависит не от качества продукции, а совсем от другого. Причем представители сетевой торговли на совещаниях всех уровней утверждают: приходите, наши двери открыты. На деле же...
Технологическая цепочка «производство - переработка – продажа» теперь выглядит так. Торговый дом, зная мощности консервного завода и сколько он в состоянии продукции продать, зная урожайность, валовой сбор, учитывая затраты, дает сельхозпредприятиям задание вырастить столько-то разных видов овощей.
А теперь пройдем по всей технологической цепочке «русских консервов». Экскурсию по полям для журналистов «Ставропольской правды» провел Геннадий Туркинов. И это занятие, хотя мы оторвали его от важных дел, судя по всему, ему нравится. Показать действительно есть что. ООО «СтавАгроКом» и колхоз «Кабардинский» - это овощные плантации завода «Русский». Причем, что немаловажно, до создания перерабатывающего производства ни одно из этих хозяйств на овощах не специализировалось.
- Какая уж там специализация, - говорит Г. Туркинов. - Считалось, что в Курском районе, зоне рискованного земледелия, об овощах даже мечтать нельзя.
Мечтать, может, и нельзя. А вот вырастить их оказалось возможным. Причем в промышленном количестве, которое уже в нынешнем году практически полностью удовлетворяет потребности переработчиков.
…Ну кто придумал, что плановое хозяйство - это плохо? Технологи предприятия просчитали, сколько и каких овощей нужно в этом сезоне, и передали это задание овощепроизводителям. Так что сейчас на полях обоих хозяйств зреет или уже созрело четко определенное количество лука, моркови, укропа, огурцов, томатов, кабачков.
Причем промышленное количество – это такое, которое порой объяснить непросто - представьте себе пять(!) миллионов росточков помидорной рассады. Площадь, которую они занимали, превышала футбольное поле. А «набивали» томатные семена в посадочные кассеты двадцать женщин. Представляете, на каждую пришлось 250 тысяч семян. А вот высаживала кассеты в землю посадочная машина фирмы «Феррари» из Италии. Хозяйство вложило в оснащение техникой более 9 миллионов рублей, еще 7 пошло на капельное орошение. Но, увы, в сельском хозяйстве даже при самом высоком уровне организации остается много ручного труда. Но уже в следующем году в овощепроизводящих цехах планируется создать свой парниковый комплекс.
- Потери, - говорит главный агроном заводского «огорода» Руслан Бегереев, - при посадке семенами все-таки больше, чем при посадке рассады. Саженцы и болеют меньше. Помидорное поле - тому подтверждение. Не меньшие масштабы и у других культур.
Как будет работать завод зимой? Тоже планово и планомерно, извините за тавтологию. Из кабачков, помидоров и тыквы в сезон производят плодоовощное пюре. Произведут много. Например, производительность линии томатной пасты - 200 тонн в сутки. Ее сложат в специальные асептические емкости, откачают из них воздух и будут хранить, используя по мере надобности.
Скажете, технология. Но она интересна всем, потому что в качестве неофитов выступают и сами овощеводы, и мы, зрители. Да плюс еще немалый социальный эффект: рабочие места на консервном заводе будут заняты круглогодично.
- У нас, - продолжает Геннадий Туркинов, - на 230 гектарах овощи выращиваются на капельном орошении.
Это тоже, на первый взгляд, технология. Но технология передовая и мало используемая на Ставрополье.
Но ее успешно освоили сельхозпроизводители из «СтавАгроКома». Заур Бегереев, сын главного агронома, пошел по стопам отца, но в несколько ином направлении: он инженер по капельному орошению. Работает третий год – с самого начала внедрения этого метода полива. Заур контролирует и работу поливных устройств, и правильность внесения удобрений - с высаживания рассады до уборки. Лаборант Алла Будко ежедневно контролирует состояние почвы: анализы показывают, что добавить, а чего убавить.
Всем работать интересно, это видно невооруженным глазом.
- А как же иначе? – удивляется З. Бегереев. – В наших краях никто не видел капельного орошения. Да и стимул есть – получить урожай, которого никто до тебя не выращивал. Поэтому и сидим на поле практически без выходных с утра до ночи.
Людям работа, несмотря на ее тяжесть, нравится. Стабильностью, социальными гарантиями. Так что работают и на полях, и на консервном заводе рабочие из восьми населенных пунктов Курского и Моздокского (Северная Осетия) районов. На работу и с работы автобусом, отличная столовая на заводе, полевые станы с горячим питанием, все бесплатно, зарплаты – выше средней в районе. Ограничений в приеме на работу нет. Даже школьников совершенно официально берут на полдня. Как и положено по российскому законодательству.
А планов – еще громадье. Заложили сад на пяти гектарах. Пока на пробу. Для заводских мощностей этого мало. Но сорта решили попробовать разные. Сад тоже на капельном орошении. На заводе – в перспективе производство консервов с инулином. Это такая штука, которая содержится в топинамбуре и может заменять для диабетиков инсулин. Думают в хозяйствах и о развитии животноводства. Нет, на мясные консервы завод переходить не собирается. А вот как использовать отходы овощеводческой области, рачительные хозяева уже думают. Самое рациональное – кормить ими, например, свиней.
На все эти начинания, естественно, нужны деньги. А с ними в наше время и в нашей стране напряженка. И возникает закономерный вопрос: помогает ли руководство края, провозгласившее лозунг «Покупай ставропольское!» задачей дня, новому перерабатывающему предприятию края?
- Да, помогает, - говорит Геннадий Туркинов. – К примеру, весной мы обратились к первому заместителю председателя правительства края Юрию Белому за помощью. При его непосредственном участии «СтавАгроКому» было выделено дизтопливо по льготной цене.
Закончим тем, что еще одного консервного завода, подобного «Русскому», как нам кажется, на Ставрополье пока нет. Но ведь не зря говорится: «Лиха беда - начало!».
16 сентября 2011 года