Певица Елизавета Канаузова даже говорит «нараспев»
Петь Лиза начала в шесть лет, голос у нее был такой красивый и звонкий, что родители без сомнений отдали дочь в музыкальную школу им. Рахманинова. Будущая оперная дива окончила семилетку по классу фортепиано, из них пять лет посвятила занятию вокалом. В 17 лет уехала в Москву, где без труда поступила в Российскую академию музыки им. Гнесиных на вокальный факультет.
- Мне очень повезло, я училась у известной певицы, народной артистки РСФСР Валентины Николаевны Левко. Она профессор Гнесинской академии, легенда Большого театра, прослужившая на его сцене больше 40 лет. Великолепный педагог. Любую партию подвергала доскональному изучению, - рассказывает Елизавета. - Кстати, Валентина Николаевна была первой исполнительницей любимой многими поколениями песни «На тот большак». Именно голосом Левко поет в фильме «Простая история» народная артистка СССР Нонна Мордюкова.
- Было желание после окончания вуза вернуться в Кисловодск?
- Я редко приезжала в Кисловодск, и обычно это было в августе, когда большинство работников культуры в отпусках. Мне предлагали работать в штате Москонцерта, но в договоре были кабальные условия. Ты, к примеру, не имеешь права трудиться больше нигде, кроме этой организации, а зарплата совсем невысокая. А если решишься где-то подработать, нужно отдать часть гонорара организации. Сейчас я выступаю с сольными программами в различных залах Москвы. Работала с Юрием Башметом, Денисом Мацуевым. В репертуаре придаю большое значение старинной музыке, произведениям Баха, Генделя, Вивальди. Много раз выступала с концертной программой в сопровождении органа в Кафедральном католическом соборе Москвы, пою в галерее Зураба Церетели на организованных им благотворительных концертах. В общем, работы хватает.
- В вашей судьбе был весьма интересный эпизод. Будучи уже известной в Москве солисткой, вы неожиданно для всех ушли работать журналистом на радио. Как это произошло?
- На одном из концертов меня услышал директор радиостанции «Радио-1. Культура», ему очень понравился мой голос, он и пригласил меня в качестве гостьи на одну из программ этой радиостанции. Я пришла, журналисты записали интервью. Через время мне вновь позвонил директор радио и сказал, что хотел бы сделать программу, посвященную опере. Я помогла подготовить ее, после чего получила приглашение на постоянную работу музыкальным редактором на «Радио-1. Культура». Мы делали часовую программу, называлось она «Бельканто». Приглашала гостей: знаменитых дирижеров, певцов, музыкантов. Удалось пообщаться с такими легендами сцены, как Ирина Архипова, Галина Вишневская, Зураб Соткилава. Потом передача сменила формат и название, и мы стали приглашать туда не только оперных певцов, но и артистов балета, пианистов, композиторов. Особо запомнилось мне интервью со знаменитым итальянским тенором Роберто Аланья - простой, веселый, демократичный человек.
- Трудно, наверное, из оперных див переквалифицироваться в журналисты?
- Нелегко, но я справилась. Особенно было тяжеловато в первое время для меня работать диктором. Звукорежиссер все время кричал: «Что ты поешь в микрофон? Нужно просто говорить». Получалось смешно, потому что я говорила нараспев. К сожалению, через семь лет передачу закрыли, и я вновь вернулась на большую сцену.
- На Шаляпинских сезонах вы частый гость?
- Уже третий раз приезжаю. Выступать здесь для меня большая честь. Я очень-очень люблю Кисловодск. Помню, как в детстве каждый день в течение десяти лет проходила мимо дачи Шаляпина, когда шла на занятия в музыкальную школу. И это здание мне, девчонке, казалось немного устрашающим: готические башенки, в комнатах редко горел свет, калитка железной ограды закрыта, мне даже казалось, что это какой-то замок с привидениями. Сейчас эти детские воспоминания очень смешат меня. Когда попала на дачу-музей в сознательном возрасте и узнала, что здесь проходит такой шикарный фестиваль, была просто поражена. Могу отметить, что с каждым годом он становится все более интересным, на сезоны приезжает много молодых талантливых ребят.
*****
Планов на будущее у Елизаветы Канаузовой много: с осени она будет преподавать академический вокал в Гнесинке. Певица прослушалась в Большой театр, и хотя свободных ставок там пока нет, но заведующая оперной труппой театра народная артистка СССР Маквала Касрашвили дала хорошие рекомендации Лизе. Вполне возможно, что уже в новом сезоне наша землячка Елизавета Канаузова заблистает на сцене одного из самых лучших театров мира.
2 сентября 2011 года