Выставка графических работ Евгения Синчинова открылась в Ставрополе
Евгения хорошо знают у нас прежде всего как талантливого карикатуриста и оригинального мастера боди-арта. На страницах разных печатных изданий, и «Ставропольской правды» в том числе, многие годы читатели встречают его рисунки, всегда несущие глубокий смысл, часто - наполненные очень тонким, только этому автору присущим юмором, что называется, с грустью пополам. И на этот раз Синчинов сумел снова стать для нас своего рода открытием. При том что, как признался сам художник, собранные в эскпозиции с приставкой «эко» работы в большинстве своем уже достаточно давно созданы, практически все прошли через публикации.
- Начинал я это направление давно, еще работая в «Молодом ленинце», - говорит Е. Синчинов. - Тема экологии, отношения человека и окружающей его среды, к счастью, так или иначе присутствуют в СМИ всегда, при любой власти. Но дело в том, что на газетной странице рисункам, как правило, отводится мало площади, изображения очень небольшие. А здесь выходишь на большой лист, и это уже новое прочтение, хотя главное, конечно, поймать идею за хвост, а дальше дело техники.
Думаю, что рисунки Синчинова даже в малом формате никогда не носят прикладной, иллюстративный характер. Каждый четко самостоятелен и сразу притягивает взгляд. Недаром графика Евгения Синчинова ежегодно отмечается на международных выставках - в Японии, Португалии, Италии, Америке... Там, с интонацией легкой зависти рассказывает художник, регулярно проводятся экологические биеннале, по итогам которых непременно издаются очень выразительные каталоги. Часто такие выставки ездят по стране, их организовавшей, кочуют из музея в музей, собирая многие тысячи посетителей. Вообще в мире экологическая тема и жанр графики сегодня пользуются огромной популярностью. И к конъюнктуре это никак не причислишь: на самом деле налицо живой человеческий отклик. Причем на Западе богатые коллекционеры уже собирают такие вещи наравне с классической живописью и прочими раритетами. В России с этим сложнее, особенно в регионах. Тем ценнее сам факт такой выставки, которую помогли реализовать художнику в изомузее.
- Спасибо, конечно, директору музея Зое Александровне Белой, всем ее коллегам, - искренняя признательность слышна в голосе художника. - Наша дружба началась с предыдущей «антинаркотической» выставки, побившей, кстати, местный рекорд по числу посетителей. И вот нынче музейщики опять пошли мне навстречу.
Скорее, случилось здесь счастливое совпадение интересов музея и автора. Но именно для Синчинова это совпадение радостно вдвойне, потому как сегодня художнику приходится зарабатывать на жизнь в качестве... разнорабочего на стройке. Конечно, мы знаем, что судьба художника никогда не была легкой, но это почему-то не утешает.
- А что делать, жить на что-то надо. Работал в газете, которую закрыли, и коллектив оказался не у дел... Вообще, таких, как я, сегодня сотни стоят на бирже труда.
Между прочим, однажды журнал «Нью-Йорк таймс» провел специальное исследование популярности визуальной журналистики: на первом месте оказались иллюстрации пером, на втором - коллаж, на третьем - фотографии, и только на четвертом - текст. Вот как восприимчивы читатели к рисованному пером изображению.
А уж как восприимчивы посетители музея - можно понаблюдать и убедиться в экспозиционном зале. Останавливаешься у очередного рисунка и ловишь себя на невольной улыбке. Даже в названиях столько вкусного подтекста. Как вам, например, такое: «Любовь до гробовой доски», где запечатлены стилизованные под новобрачных пила и безголовый пень... Или «Депутат пряного посула» - из консервной банки держит речь жирный карась, коему внимает мелкая рыбешка-электорат... Ирония печальная, вполне в духе времени. «Последний автосалон» - рисунок-предсказание: вот он, конец цивилизации, застывшей у края пропасти. Рядом название вроде бы простое - «Среда обитания», зато сюжет каков: перед факиром слева сковорода с рыбкой, справа - пустой аквариум. Это уже не ирония, а грустная констатация. Действительно, лишь на чудо факирское остается уповать всем нам - и рыбам, и человекам, если вся наша среда - сковородка!
Есть в экспозиции работы очень понятные, а есть - требующие пояснения, разгадки, раздумывания. Вот группа котов смотрит в объектив фотокамеры в ожидании, что сейчас оттуда вылетит птичка - больше птиц-то не осталось уже... Говорят, еще Эйнштейн предсказал, что человечество доживет до такого дня, когда на планете исчезнут даже пчелы. Но, к счастью, пока еще поют на ветках птицы...
Неожиданно-гармоничным дополнением смотрятся на выставке работы совсем иного жанра: арт-объекты двух также известных художников Ставрополя Евгения Саврасова и Василия Чуйкова. Саврасов был учителем Синчинова, когда тот мальчишкой занимался в детской художественной школе, между прочим, располагавшейся тогда в стенах музея. Учитель очень много сделал для ученика, который, однако, пошел своим путем в искусстве. Здесь все три столь разных автора дружно «работают» на главную идею, умело подхваченную музейщиками.
- Вообще в нашей работе ничего нет случайного, а экология тоже не на последнем месте, - говорит директор музея Зоя Белая. - А Синчинов уникален в творчестве - кроме него в Ставрополе никто ничего подобного не делает. Мы, конечно, знали о существовании его экоработ и думали о возможной экспозиции. И наконец-то мечта осуществилась. Почти сотня замечательно интересных листов, с которых все буквально кричит, взывает к нам, и не случайны стенды в виде лабиринта... Тут уже мы все - современники - входим в тему экологии культуры, частью которой и является экология природы. Ведь экология - не только окружающая среда, но и весь облик наших городов, в которых исторические ценности одна за другой убираются из культурного оборота...
Очень нужно, чтобы на эту выставку обязательно пришли дети и молодежь. Потому что именно здесь можно проводить блестящие ненавязчивые, неназидательные уроки воспитания экосознания. Одна ставропольская умная бабушка уже провела такой урок для внука и даже сделала пронзительную запись в книге отзывов про то, как внук, поглядев на работу Синчинова «Грачи прилетели», задумчиво эдак спросил: а что же будет с бедными грачами? То есть мысль ребенка здесь активно «включается» в тему. Но не только ребенка, впрочем. Как говорят много что видавшие музейщики, люди вообще очень хорошо реагируют на работы Синчинова, независимо от возраста восприимчивы к добротной графике, охотно откликаются на задаваемые ею задачки.
Думаю, также неплохо было бы провезти «Эко-экспозицию» по музеям всего Ставрополья. Об этом уже подумывает автор, высказавший еще дальше идущую дерзко-прекрасную идею:
- Эх, а повезти бы выставку в побратимский штат Айова или во французский Безье...
В самом деле, почему бы и нет? Ну а пока счастливая возможность лучше узнать своего талантливого земляка есть у нас. Ей-богу, грех не воспользоваться, пока не увезли ее в Айову...
26 августа 2011 года

Форум «Белая акация» вновь порадовал яркой палитрой творчества
Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей

Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»
