Урок силы

Как вы думаете, в чем непобедимая сила юности и старости? Верные (или неверные) ответы на эти вопросы могут определить всю жизнь человека, сделав ее либо прекрасной, наполненной содержанием и смыслом, либо... Впрочем, тема и сюжеты публикуемых здесь работ впрямую, казалось бы, не затрагивают проблем взросления - старения, речь о другом. И тем не менее...

Современный человек (и человечество!) живет на грандиозном вулкане истории. Что представляют собой огнедышащие природные вулканы, мы видим по телевидению. Это страшно, хотя по-своему даже завораживает торжественно-мрачными красками природной живописи. А вот что есть проснувшийся вулкан истории, мы изо дня в день чувствуем даже если не включаем свой телевизор. И это гораздо страшнее, ибо не оставляет и мимолетной иллюзии «красоты». Тер-акты, межнациональная вражда, глобальный кризис, наркомания, погоня за грехом и прибылью...

На этом фоне многонациональный Северный Кавказ не исключение. И каждого из нас беспокоят вечные вопросы: что делать? как жить? кем быть?.. Собственно, таковы побудительные мотивы организации краевого литературного конкурса «Мое родное Ставрополье – народов многих общий дом», проведенного краевым Литературным центром по поручению министерства культуры СК. Из 200 работ, присланных на конкурс, большая часть размещена на сайте министерства, другая же предоставлена «Ставропольской правде». Авторов «благословили» на творчество одиннадцать средних специальных учебных заведений, пять наших крупнейших вузов, а также Центральная библиотека им. Солженицына в Кисловодске, Дом детского творчества Георгиевска...

А теперь вернемся к интересующей нас загадке: так в чем же сила юности и старости? Сила старости – в мудрости. Сила юности – в целомудрии. Или, говоря более современным языком, - в чистоте души и помыслов.

Признаюсь, лично меня подкупили ясные, светлые мысли конкурсантов. И даже если к этим работам кто-то из взрослых приложил редакторскую руку – что ж, пусть так, ведь это урок серьезного, не зависящего от дурной моды мышления. Урок взросления и силы. Эти рассказы, иногда похожие на школьные сочинения, читать радостно – именно от молодых, от их культуры и душевной мудрости зависит будущее и Северного Кавказа, и России.

«Не успели еще долететь до нас последние запоздавшие конверты с пометкой «на конкурс», - делится своими впечатлениями член Союза писателей России, ведущий методист Литературного центра Елена Иванова, - а уже отовсюду стали раздаваться телефонные звонки: скоро ли будут объявлены результаты».

В качестве «награды» за участие в конкурсе «Литературная гостиная» предлагает авторам вступить в наш Клуб юных литераторов. Вместо заявления присылайте свои поэтические и прозаические тексты. Продолжим наше знакомство!

 

Как «чужие» становятся своими

Наше село Елизаветинское было основано русскими переселенцами. Со временем все больше стало появляться в нем людей, которые и обличьем, и речью отличались от коренных жителей.

Присмотревшись, замечаешь, что некоторые жители села все же недоверчиво относятся к людям другой национальности. Однако совместный труд, бытовые отношения между соседями, совместная учеба детей разных национальностей сближают и роднят людей.

Большинство нерусских семей полные, их дети ходят вместе со всеми в одну и ту же школу. И тут встает вопрос: нуждаются ли они в каких-то специальных мерах, направленных на сохранение национальных обычаев, традиций? Оказывается, что жизнь в русском селе для таких семей не содержит в себе ничего такого, что угнетало бы их, создавало ощущение внутреннего неудобства. Многие селяне из смешенных семей вообще считают себя русскими людьми и не опасаются, что их дети будут думать также. А если кто-то говорит о себе: «Я даргинец» или «Я аварец», на него никто не смотрит как на чужака. Но чаще всего люди вовсе не афишируют свою национальность – разве в этом суть? Главное, чтобы все оставались друг другу добрыми соседями.

Александр Грязных, ученик 10 класса школы № 8

с. Елизаветинского Благодарненского района.

 

Мы - дети матери одной

Регион, в котором я живу, многонациональный, как и весь наш Ставропольский край. Здесь живут русские, греки и евреи, грузины и осетины, ингуши и чеченцы, ногайцы… Я слышал - больше ста национальностей. Как же нам, детям, разобраться в таком многообразии? Я задумался… Каждого из нас родила одна Мать – Природа. Мы – ее дети. Мы живем на одной планете, и Земля – наш общий дом.

Какая мне разница, кто сидит рядом со мной за партой: темнокожий, желтолицый, черноволосый или блондин? Я ценю в людях не внешние, а внутренние качества: доброту, справедливость, честность, порядочность… Разве не это главное? Я уверен, что мои сверстники согласятся со мной.

Ребята, приехавшие из других мест, часто рассказывают о своей прежней жизни: какая на их малой родине природа, обычаи, традиции, верования. Я слушаю и понимаю, что каждому народу есть чем гордиться, есть что любить. Что-то нам нравится, что-то бывает непонятно, но это не повод для недоброжелательства. Порой мы спорим, каждый доказывает что-то свое, но это не мешает нам дружить. Мы принимаем всех такими, какие они есть, нам вместе интересно.

Никита Кулезнев, ученик 5 класса лицея № 2

г. Железноводска.

 

Нет плохих и хороших народов

Мой папа – армянин, беженец из Нагорного Карабаха. Когда-то, почти двадцать лет назад, он со своими родителями приехал в Ставропольский край. Сейчас он говорит, что Россия – его вторая родина, а второй родной язык – русский. Он работает, у него прекрасные отношения с сослуживцами. А семья, которая у него появилась именно здесь, привязала его к этой земле.

Моя мама тоже родилась не здесь. Ее родина – Грозный. Не по своей воле покинула она любимый город. Сделать это заставила война. Но мама всегда с теплотой вспоминает о прошлом. Жизнь сводила ее с людьми разных национальностей, и всегда она судила о людях по их душевным качествам. Последние десять дней своего пребывания в Грозном мама провела в бомбоубежище, которое соединило русских и чеченцев. Враги? Нет! Общая боль, интересы и стремление выжить, спасти свои семьи, а также общая ненависть к войне и к тем, кто ее разжег, сплотили людей, которые в тот момент, казалось бы, не могли испытывать друг к другу добрых чувств. Они говорили на русском языке, делились тем, что у них было. А спасла маму и ее семью, вывезя за пределы Грозного, чеченская семья. В машине этих простых, мирных чеченцев нашлось место для троих русских.

И я теперь твердо знаю: нет плохих и хороших народов – есть лишь плохие и хорошие люди.

Римма Чальян, ученица 7 класса школы № 1

с. Новоселицкого.

 

Два старика

Более ста лет стоит наше село. Неброское, тихое, но такое дорогое сердцу каждого алексеевца.

Вдоль Сухой Падины расположились аккуратные домики, утопающие в зелени. У дороги – голубые васильки, за околицей – золотая нива, седые ковыли на курганах.

В страду все пропадали в поле, в сенокос – на лугах. По праздникам – гулянья с плясками и песнями. Так было всегда. А с недавних пор село стало меняться на глазах.

Сначала появились первые беженцы из Чечни. Затем – из Дагестана. И стало село многонациональным. Сейчас в нем живут и русские, и цыгане, и даргинцы, и аварцы, и чеченцы. На улицах зазвучала разноязычная речь.

Бабушкин сосед Федор Илларионович никак не мог успокоиться, когда рядом с ним поселилась семья даргинцев. Он не высказывал недовольства, а только ходил хмурый, ни с кем не разговаривал. А все потому, что его внук Денис, сопровождая колонну солдат, погиб в неравной схватке с боевиками в Дагестане...

Седовласый Магомед, приехавший вместе с семьей сына из Дагестана, трудно привыкал к новому житью в Алексеевском. На его родной земле стало неспокойно, разгулялись террористы, и ради детей и внуков он выбрал пристанищем Ставрополье. Трудно привыкал Магомед к новой жизни, новым людям. Но, видя, как его внуки спокойно и мирно играют вместе с русскими ребятишками на детской площадке, постепенно оттаивал душой. А маленький Адучик уже вовсю лопотал на русском языке, рассказывая деду, какая у Андрюши красивая собачка. Гладя внука шершавой рукой по голове, думал старый Магомед о том, что наступит такое время, когда можно будет вернуться домой.

Но больше всего Магомеду хотелось подружиться с соседом. Однако Федор Илларионович был непреклонен. Умом понимал, что ни в чем не виноват перед ним Магомед, но при виде даргинца сердце его сжималось.

Однажды все-таки им пришлось столкнуться лицом к лицу. Стоял душный июль. Шла уборка урожая. Все взрослое население было в поле. Федор Илларионович приглядывал за маленьким правнуком Дениской. Они сидели на широкой скамейке в саду. Незаметно для себя дед заснул. Малыш побежал в открытые двери сарая. Посередине стоял стол, на нем – примус и коробок спичек. Денис не раз видел, как дед зажигал огонь. Решение созрело мгновенно. А еще через минуту вспыхнула охапка сена в углу сарая. Налетевший порыв ветра наглухо закрыл двери.

Первым огонь заметил Магомед. Не раздумывая ни секунды, он бросился к горящему строению. Рывком открыл дверь - и на руки ему упал ребенок. Он схватил малыша, стал делать искусственное дыхание. Дениска закашлялся и открыл глаза. Только когда послышался треск горевшего шифера, проснулся Федор Илларионович.

Пожар соседи потушили.

В саду на мягкой траве лежал Дениска, а перед ним склонились две седые головы – русского Федора и даргинца Магомеда. Малыш улыбался обоим. О чем думали убеленные сединами мужчины?

Внук Федора погиб в Дагестане, а Магомед спас правнука Федора в его родной Алексеевке. Вот как неожиданно переплелись их судьбы. В этом «поединке» победил не русский и не даргинец, победил - Человек!

Виктория Пискунова, ученица 8 класса школы № 11

с. Алексеевского Благодарненского района.

 

Герой нынешнего времени

Вот каким видится мне мой современник: он производит впечатление жестокого, безнравственного человека, изо всех сил желающего приспособиться к реальности, но где-то в глубине души живы мораль, вера в добро и справедливость. В лучшее будущее. Ведь в каждом живет жажда жизни и любви.

Меня больше всего волнует проблема межнациональной розни. Разные языки, на которых говорят люди, различный цвет кожи – этого порой достаточно, чтобы разжечь кровавый пожар, который «питается» слепой и часто беспричинной ненавистью людей.

Часто вспоминаю героев повести Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая», в которой показана дружба двух мальчиков - Алхузура и Кольки, имеющих совершенно разные родовые корни, что не помешало им назваться кровными братьями, словно бросая вызов тем, кто разжигает войну народов.

Известно, идеальных людей не бывает. Но каждый из нас способен стать достойным человеком. Главное, не дать погибнуть тем светлым мечтам и мыслям, что ныне таятся в душе.

Анна Погребная, ученица 11 класса школы № 13

с. Апанасенковского Апанасенковского района.

 

Если мы объединимся

...Великая Пасха. Храм. Идет служба. Православный народ отмечает праздник. А на улице в это время недалеко от храма кавказцы танцуют лезгинку под громкую музыку.

А вот другой случай - «наоборотный»: националисты решают проучить кавказцев за их поведение, начинают их избивать и угрожают оружием.

Зачем все это?! Неужели нет цивилизованных способов прийти к общему согласию, разрешив все противоречия? Не лучше ли протянуть друг другу руку дружбы, помощи, взаимоуважения? Давайте задумаемся, как много мы можем сделать, если объединимся. Особенно необходимо это в наше время, когда на земле царит хаос, когда природа преподносит нам неприятные сюрпризы, когда терроризм не собирается сдавать позиции.

Юлия Светличная, ученица 10 класса школы № 14

г. Зеленокумска Советского района.

 

Чтобы недруги стали друзьями

Не так давно в нашем селе появились семьи азербайджанцев. Нам, детям, делить нечего. Большую часть времени мы проводим в школе, где живем одной дружной семьей. Не стоит кривить душой, ведь и среди русских можно встретить людей черствых, недобрых, а еще страшнее – подлых, способных на предательство. А среди «националов» немало прекрасных людей.

Два года назад нашу школу окончил Самир Губанов. Сколько радости, оживления возникало с его появлением в любой компании. Как прекрасно он выступал в школьных театрализованных представлениях! Незабываемый Добчинский из комедии Гоголя «Ревизор», Алеко в поэме Пушкина «Цыгане», Дед Мороз на новогодних праздниках, «Сережа» в шутливой постановке вечера встречи выпускников.

Самир всегда был душой коллектива, мы любили его за готовность прийти на помощь в трудную минуту, учились у него уважению к старшим. Если рядом такой человек, жить легче и интереснее.

Мир будет торжествовать на земле, если все станут следовать словам древнегреческого философа Пифагора: «Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями».

Александра Колодкина, ученица 11 класса,

с. Бурукшун Ипатовского района.

 

Надо быть человеком

В нашем мире часто царят беззаконие, произвол, много насилия. Как добрые, так и дурные человеческие качества не имеют национальности. Нередко задаешься вопросом: «Люди, что с нами происходит?». Я думаю, каждый должен помнить истину: «Надо человеком быть. Быть человеком…».

Эльза Аветисян, ученица 10 класса лицея № 2

г. Железноводска.

 

Верю в добро

Я уже несколько лет дружу с девочкой по имени Арзу, родители которой в 1988 году вынуждены были покинуть город Баку из-за того, что ее мама армянка, а папа – азербайджанец.

В нашем городе Арзу и ее семье живется спокойно. Девочка выросла в атмосфере культуры двух вероисповеданий – христианства и мусульманства. Мне очень нравится мусульманский праздник Новруз-байрам. В этот день в саду моей подруги молодые деревца украшают цветными лентами и зеленью, а мама и бабушка Арзу угощают соседей сладостями, которые пекут специально для этого праздника.

Сюзанна Алексанян, ученица 10 класса школы № 1

г. Георгиевска.

 

Корни у дерева одни

Почему-то вспомнился праздничный концерт к Дню народного единства в Доме культуры нашего села, в котором участвовали и взрослые, и дети. Среди них были мои одноклассники Настя, Соня, Вафадар, Сережа. Ребята из других классов - Эмин, Таня, Манана, Данил, Нурана, Гысханым, Жанна, Ира... Сквозь дружные аплодисменты до моего слуха долетели слова женщины из зала: «Им что места мало у себя на родине?».

Дома открыла географический атлас, посмотрела на карту России и увидела по-новому: наша страна не только большая и богатая, в ней проживают десятки национальностей. Вспомнила рассказ мамы. Когда она была в Испании, рядом с ней работали семьи татар, украинцев, дагестанцев, армян, осетин, грузин. Испанцы недоумевали: «Зачем так много названий? Ведь вы из одной страны России, а значит, россияне».

Тогда я представила огромное чудо-дерево, на котором растут привитые ветви разных фруктовых деревьев: груши, яблони, сливы, айвы, черешни, вишни... И корни у них одни, и крона одна, а плоды разные. Имя этому дереву - Россия. Наверное, я многого не знаю и не понимаю, но чувствую, что неправильно это, когда кто-то родившийся в России может упрекать другого родившегося в России в том, что он живет не на своей малой родине.

Наша страна уже готовится к Олимпийским играм «Сочи-2014». И я знаю, что через четыре года в составе сборной России будут спортсмены, говорящие на разных языках. Все они будут бороться за призовые медали под Российским флагом. Так будет! Мы будем лучшими, потому что мы разные.

...За окном барабанит дождь. Любуюсь белой кистью сирени, которая кивает в такт барабанщику-дождю, и думаю: «Какая все-таки природа мудрая. Она одинаково поливает дождем все дома, и не важно, на каком языке говорят в них дети».

Татьяна Харченко, ученица 7 класса школы № 12

с. Бурукшун Ипатовского района.

 

Горная сказка

Всякий раз, когда я приезжаю погостить на родину, в Дагестан, меня охватывает необычное чувство. Оно сравнимо с тем, когда, измучившись от зноя и духоты жаркого летнего дня, утолишь наконец-то жажду глотком чистой, ключевой воды. Таким живительным родником для меня становятся встречи с друзьями, сказки и легенды стариков, общение с природой.

«В последний приезд меня заинтересовали рассказы сельчан о висячем мосте». И я решила во что бы то ни стало увидеть этот мост своими глазами.

Не знаю, есть ли еще нечто подобное в мире. Но то, что я увидела в окрестностях селения Турага, настоящее чудо!

К «висячему мосту» добраться сложно, и если бы не местные проводники, я бы ни за что не нашла дорогу к нему.

Сначала мы ехали по горному проселку, потом дорога повернула влево, а мы вправо, через лес. Кругом только деревья и никаких ориентиров. Наконец за третьим поворотом оказались у обрыва перед узкой террасой. А там, глубоко-глубоко внизу, виднелась река. В конце дороги поляна, на ней мы оставили машину и дальше пошли пешком. Грабы и буки нависали над тропой, лесная прохлада скрашивала нам путь по выбитой каменистой земле. Кругом грибов видимо-невидимо: опята, маховики, лисички. Но местные грибов не признают, «ухо шайтана» – называют их.

Нам нужно было спуститься в ущелье, перейти реку и подняться на другую гору. Вдалеке виднелась изящная арка, парящая над долиной, это и есть «висячий мост», к сооружению которого человек не имеет никакого отношения, хотя о происхождении моста ходит много легенд. Одни утверждают, что он создан людьми из упавшей скалы, а старики верят, что мост создан Богом.

Тропа, как змейка, поворот за поворотом спускается все ниже и ниже. Около реки сыро, чавкает под ногами земля, кругом трава в рост человека. В реке копошится водяной воробей, увидел нас и шмыгнул за камень. По сваленному дереву перебрались через быструю прозрачную реку. Тропа взмыла вверх, пришлось карабкаться. И вдруг на пути отвесные скалы, метра три высотой. Цепляясь за уступы, мы кое-как поднялись - и перед нами открылся путь в пещеру. Эта дорога зовется «тропой Хаджи-Мурат», того самого, знакомого из школьных книг. Он скрывался в этой пещере, которая зовется его именем. Среди каменных покатых стен полумрак и стойкий запах прелых листьев. В углу, сбоку от входа, чья-то могила…

Поднимаясь все выше в горы, я увидела, что на смену буку и грабу пришли белоствольные березки, напомнившие «страну березового ситца» Сергея Есенина. Сказывалось высокогорье, с непривычки не хватало воздуха. Волнение усиливалось. Еще несколько шагов… и от красоты, что открылась, захватило дух!

Ущелье, изрезанное скалами и расцвеченное пятнами зелени, окружало пропасть, над которой висел мост. Внизу, в бело-туманной глубине, облаками водяного дыма кипел водопад. Его брызги, отражаясь в солнечных лучах, светились радужной аркой, и над всем этим – бездонная синь неба. «Сказка!» – единственное, что хотелось произнести.

Ноги сами вынесли меня на мост – вперед, еще дальше! Ощущение такое, будто ты паришь в облаках, колени подкашиваются, сердцу тесно в груди, и кажется, что за спиной вырастают крылья.

А на середине моста какие-то письмена, загадочные знаки. Кто их оставил? Какую тайну они хранят? Может, это завещание древних, а может, предостережения потомкам? Стоишь над нерукотворной бездной, и кажется, все возможно. И нет никаких преград к тому, чтобы жили вечно и этот мост, и лес, и горы, и небо, и эта земля, которая делает человека сильным и духовно богатым.

Марзият Рамазанова, ученица 10 класса школы № 18

с. Добровольного Ипатовского района.

«Урок силы»
Газета «Ставропольская правда»
27 августа 2011 года