07:39, 19 августа 2011 года

Обстоятельства уголовного дела о вымогателе экс-сотрудник «Роснефть-Ставрополье»

Молчание - деньги

События, предшествовавшие судебному разбирательству, таковы: бывший менеджер АЗК № 105 ОАО «НК «Роснефть-Ставрополье» Тюрин в августе 2010 года уволился по собственному желанию. Однако, еще работая в компании, он, по ведомым только ему причинам, начал активно «бороться» с нарушениями на АЗС, засыпав жалобами разные властные и право-охранительные инстанции: нефтяную компанию и ее руководителей Тюрин обвинял в махинациях с отпуском топлива на бензоколонках. В частности, в том, что бензин там якобы не доливают, обманывая автовладельцев. Уволившись из «Роснефти», он продолжал строчить жалобы, изобличать своих бывших коллег. И продолжает это делать до сих пор: уже после вынесения приговора на одном из интернет-сайтов появилось интервью скрывающегося экс-менеджера.

Аппетит, как известно, приходит во время еды. В июле прошлого года Владимир Тюрин потребовал от генерального директора ОАО «НК «Роснефть - Ставрополье» 8 миллионов рублей за свое молчание о «махинациях». Угрожал, что, если денег не будет, он продолжит распространять негатив в отношении компании и ее руководителя. Нефтяники вынуждены были обратиться в правоохранительные органы. Далее события развивались под контролем оперативников. 16 сентября 2010 года при получении части от требуемой суммы (1,5 миллиона рублей) В. Тюрин и двое его сообщников задержаны с поличным сотрудниками УФСБ по Ставропольскому краю.

Новая компания - новые порядки

Владимир Тюрин ранее работал в другой нефтяной компании - в ООО «Рокада», а в «Роснефти» же оказался после реорганизации. В 2008 году завершилось объединение ставропольских активов ООО «Рокада», ООО «Юкос» и ОАО «НК «Рос­нефть-Ставрополье» в единую структуру - ОАО «НК «Рос­нефть-Став­рополье». При том что «Роснефть» была не самой мощной компанией из объединившихся (у нее имелось 22 АЗС, у партнеров - 99), она взяла на себя социальные обязательства по отношению к бывшим работникам «Юкоса» и «Рокады». Все они были приняты на работу в новую компанию, им сохранили должности, достойную зарплату, соцпакет и т.д.

Новая организация - новые стандарты, однако не для всех сотрудников оказались приемлемы повышенные требования к работе и качеству ГСМ государственной компании, каковой является «Роснефть-Ставрополье». Работа по «серым» схемам, воровство, «левые» ГСМ - наследие коммерческих структур, с которым служба экономической безопасности «Роснефть-Ставрополье» развернула активную борьбу. Проверки приобретенных АЗС выявили там грубые нарушения: изъятие менеджерами автозаправок денег из кассы для личных целей, реализация некачественных «левых» нефтепродуктов, отсутствие учетной документации. Чтобы исправить ситуацию, руководству нефтяной компании пришлось идти на жесткие меры: менять на заправках Ставрополя и Кавминвод многих менеджеров и операторов. А поскольку у службы экономической безопасности «Роснефть-Ставрополье» имелась информация, что на некоторых присоединенных АЗС сотрудники пользуются несанкционированными компьютерными программами, позволяющими недоливать топливо покупателям, были заменены и сервисные организации по ремонту и обслуживанию бензоколонок, по установке и обслуживанию контрольно-кассовых машин.

Чужой среди своих

Среди бывших сотрудников предприятий, присоединившихся к «Роснефти», оказалось немало недовольных новыми строгими порядками, «бьющими» по карману. С теми, кто не желал работать по правилам «Роснефти», пришлось расстаться. Были и уголовные дела. Когда служба безопасности компании начала проверять регион КМВ и принялась за наведение порядка на автозаправках, тогда-то и объявился «борец за правду» Владимир Тюрин. На автозаправке, где он являлся руководителем, проверки службы экономической безопасности не раз выявляли существенные «проколы»: в декабре 2007 года в кассе АЗК недосчитались более 31 тысячи рублей, нефтепродуктов не хватало на сумму более 27 тысяч рублей. В декабре 2008 года проверяющие не нашли в кассе 13,5 тысячи рублей, топлива было меньше, чем должно было быть по документам, на 3,5 тысячи рублей. В марте 2009 года в кассе АЗК № 105 «не хватило» 20,5 тысячи рублей.

Коллеги Владимира Тюрина рассказывают, что он подолгу отсутствовал на работе, начальство не могло его найти, а потом менеджер появлялся как ни в чем не бывало с больничным листом в кармане.

И плотный контроль в условиях госпредприятия, конечно, не устраивал «свободолюбивого» работника. И понятно, что обиженный Владимир Тюрин вдруг обнаружил «несоответствия норм и правил эксплуатации АЗС» в «Роснефть-Ставрополье». На протяжении двух последних лет экс-менеджер отправил в различные властные и право-охранительные инстанции более сорока жалоб и заявлений, дискредитирующих нефтяную компанию и ее сотрудников. Однако множественные проверки по его заявлениям как собственной службой безопасности компании «Роснефть», так и государственными проверяющими органами нарушений, подтверждающих изложенный в жалобах негатив, не выявили.

Тем временем Тюрин опубликовал на интернет-сайтах многочисленные «разоблачения», позиционируя себя жертвой произвола силовых структур и «нефтяных королей». Вероятно, не вникнув в суть дела, не разобравшись в личности «борца», активно помогал ему в этом и известный блоггер Дмитрий Гудков.

Руководство «Роснефть-Став­рополье» констатирует, что ущерб как моральный, так и материальный, понесенный компанией из-за растиражированной клеветнической дезинформации, огромен.

Откуда деньги?

Уволившись из «Роснефти», Тюрин долгое время нигде не работал, занимался своим здоровьем. То есть с деньгами у него должны быть проблемы. Тем не менее его сын, ранее простой оператор-кассир на АЗС, вдруг оказался владельцем автомойки и цеха по производству памятников. А бывшая жена стала владелицей собственного солидного кафе. Вопрос, который возникает в этой связи: откуда у ближайших родственников «борца за справедливость, честного труженика нефтяной отрасли» деньги на организацию бизнеса? Может быть, кто-то «стимулирует» его активность по дискредитации нынешнего руководителя нефтяной компании?

В материалах уголовного дела в отношении Тюрина фигурируют показания жителей краевого центра, которым осужденный якобы предлагал за денежное вознаграждение трудоустройство на руководящие должности в ОАО НК «Роснефть-Ставрополье». Правда, этого доказать не удалось.

К портрету «героя»

Нынешний судебный приговор в отношении экс-менеджера АЗК №105 «Роснефти» не первый. И хотя та судимость на сегодня погашена, тем не менее факт имел место. В 2006 году Тюрин был осужден за «самоуправство, совершенное с применением насилия или с угрозой его применения» и был приговорен к трем годам лишения свободы условно за то, что вместе с подельниками пытался выбить долг у своего знакомого. Из приговора Предгорного районного суда Ставропольского края от 7 апреля 2006 года: «...судом признано доказанным, что 11 августа 2005 года в 11 часов 30 минут Тюрин В.Р., действуя в группе лиц по предварительному сговору с Беляевым М.В. и Ханджян Г.Л., находясь на территории Предгорного района в окрестностях птицефабрики «Машук», ... применяя насилие к Щербакову Ю.В., а именно нанося ему удары ногами, руками и деревянной палкой по различным частям тела, причинив Щербакову Ю.В., согласно заключению эксперта, легкий вред здоровью, завладели сотовым телефоном «Самсунг» стоимостью 2000 рублей, в котором находилась сим-карта стоимостью 150 рублей, и автомашиной ВАЗ-21093 стоимостью 190000 рублей, принадлежащей Щербакову Ю.В. При учете степени общественной опасности суд исходит из того, что наиболее активную роль в совершении преступления играл Тюрин В.Р.».

Кстати, и тогда экс-менеджер также пытался скрыться от следственных и судебных органов и находился в розыске.

Контроль и еще раз контроль

Но нет худа без добра. Из-за Тюрина служба экономической безопасности «Роснефть-Ставрополье» постоянно в тонусе, оперативно реагирует на любую информацию о возможных нарушениях в производственной деятельности предприятия. Например, в прошлом году было организовано несколько крупномасштабных проверок АЗС.

А как иначе? Репутация обязывает: компания имеет квалифицированный персонал, современное оборудование, реализует топливо, соответствующее ГОСТу. Контроль начинается при поступлении ГСМ на нефтебазу. На выходе из нее бензин еще раз проходит лабораторию и получает сертификат и паспорт качества. Далее топливо проделывает путь до каждой конкретной АЗС на специализированных автомобилях, оборудованных системами GPS. Это означает, что все маршруты отслеживаются, а ГСМ контролируется на всех этапах доставки. При приемке горючего на АЗС оно проходит еще одну проверку на полное соответствие основным показателям паспорта качества. Делаются пробы и подписываются документы, по которым можно четко понять, кто конкретно принимал и передавал товар. Кроме того, на каждой АЗС действует система видеоконтроля. За последние три года в «Роснефть-Ставрополье» проведена немалая работа по предотвращению и выявлению нарушений. Выполнен ряд организационных и технологических мероприятий. В частности, заменены сервисные организации, обслуживающие АЗК, заправки оборудовали системой управления «ИБС «Трейд Хаус», позволяющей управлять отпуском топлива и формировать сменные отчеты о движении топлива в реальном времени, а имевшиеся топливо-раздаточные колонки заменили на ТРК с фискальной памятью.

Точка не поставлена

До суда мера пресечения для Владимира Тюрина была избрана в виде подписки о невыезде. Сначала подсудимый исправно являлся на заседания и добросовестно давал показания. Правда, свою вину не признавал и утверждал, что деньги, при получении которых он был задержан, ему «всучили» обманным путем. По словам Тюрина, на встречу с представителем «Роснефти» он приехал, чтобы поговорить с руководителем регионального подразделения компании о восстановлении на работе нескольких бывших коллег. Но на встречу якобы прибыл другой менеджер, который сообщил, что гендиректор задерживается на час, и попросил взять сверток с деньгами, чтобы «передать их третьему лицу».

Незадолго до окончания судебного разбирательства Тюрин вдруг пропал. Вероятно, после того как понял, что в деле фигурируют неоспоримые доказательства его вины в вымогательстве: аудио- и видеозаписи всех разговоров и действий с представителями «НК «Роснефть-Ставрополье», расшифровки телефонных переговоров со знакомыми. По информации УФСБ по Ставропольскому краю, В. Тюрин выехал из России через Ленинградскую область. На данный момент он объявлен в федеральный розыск. Есть сведения, что осужденный скрывается на территории Англии.

Впрочем, приговор в отношении В. Тюрина пока не вступил в законную силу - свою невиновность беглый менеджер «дистанционно», с помощью адвокатов, намерен доказывать в коллегии по уголовным делам Ставропольского крайсуда.

P.S. 8 августа в Кисловодске начался еще один процесс по искам о защите чести и достоинства от пяти региональных менеджеров «Роснефти», которых Владимир Тюрин обвинял в махинациях с бензином. Нанесенный им клеветой моральный вред каждый из истцов оценил в 100 тысяч рублей.

«Судьба вымогателя»
Газета «Ставропольская правда»
19 августа 2011 года