08:45, 17 августа 2011 года

Как жильцы многоэтажки в Ставрополе пытаются контролировать управляющую компанию

В идеале многоквартирные дома должны были попасть в управление профессионалам, которые с учетом мнения жильцов поддерживали бы жилищный фонд в порядке.

Среднестатистическая управляющая компания (УК) представлялась в виде организации, которая обслуживает несколько домов: как правило, два-три, от силы пять-шесть. Управляющий знает почти каждого жильца в лицо, в курсе проблем каждого дома, каждой квартиры. УК, по задумке, должны заниматься управлением домами, сбором платежей с населения за коммунальные ресурсы, а в случае необходимости - отстаивать интересы собственников в суде.

Но многие из нас уже на практике в полной мере узнали, что эта идеальная картинка пока так и осталась в разряде умозрительных. В действительности же получилось иначе: управляющие компании, заполучив по несколько десятков, а то и сотен домов, изящно устранились от большинства своих обязанностей, и неподготовленный собственник остался наедине с целым ворохом проблем. А нередко еще и, мягко говоря, облапошенным. Как следствие, нескончаемые распри между жильцами многоэтажек, управляющими компаниями, руководством ТСЖ и т. д.

И «блохи» в отчетах

«СП» нередко обращается к конкретным историям взаимоотношений жильцов многоквартирных домов и управленцев. Вот, собственно, еще один эпизод из российской «коммунальной басни».

Так, четырехэтажку под номером 6 по проспекту Карла Маркса в Ставрополе, несмотря на то что она находится, по сути, на главной улице города, показательной никак не назовешь. И если внутренние инженерные коммуникации еще как-то «дышат», то вот, например, кровля давно пришла в полную негодность. Подтверждение тому - предписание краевой жилищной инспекции, констатировавшей, что крыша нуждается в срочном капитальном ремонте.

Однако сложно сказать, что последние два года здесь решаются актуальные для многоэтажки (а ей пошел уже шестой десяток) проблемы. Причина тому – развернувшееся «бодание» жильцов с ООО «Жилищная управляющая компания № 5» (ЖУК № 5). Создается впечатление, что никак не хочет УК, которую, по сути, содержат собственники обслуживаемых ею квадратных метров, быть полностью им подотчетной. Поэтому проверки представляемых отчетов и актов затеял старший дома Юрий Казаков.

- Я всю жизнь трудился прорабом и, более того, в свое время участвовал в строительстве нашего дома, потому прекрасно знаю, как он устроен и где у него проблемные зоны, - рассказывает Ю. Казаков. - Когда жильцы в 2009 году предложили мне «старшинство», согласился: очень уж возмущали порой цифры в платежках. При этом, согласитесь, не многие из нас вникают в них и узнают, что и откуда берется в квитанциях. Большинство, избегая нервотрепки, покорно их оплачивают, несмотря на то что суммы редко соответствуют качеству получаемых нами услуг. К тому же я вышел на пенсию и хочется быть полезным соседям. А в доме сейчас проживают в основном пенсионеры - не каждый может постоять за себя.

Надо сказать, «блох» в бумагах, представляемых управляющей компанией жильцам, Ю. Казаков, став старшим дома, выловил немало. И ни одной ошибки или погрешности в пользу собственников! То расценки в итоговых отчетах по некоторым позициям отличались от заявленных в начале года (и, естественно, на «финише» они были больше), то вдруг появлялись дополнительные затраты на те работы, которые не проводились. А то и вовсе, говорит Ю. Казаков, за долги неплательщиков отвечали рублем добросовестные жильцы.

Любопытная арифметика

В итоге мириться с таким положением дел жильцы четырех-этажки по проспекту К. Маркса, 6, не стали. И в прошлом году инициировали судебное разбирательство о взыскании сумм, излишне уплаченных в 2009 году пятой жилищно-управляющей компании.

- Все же речь шла о деньгах из нашего кармана, - рассуждает собственник одной из квартир этого дома Владимир Кириков. - Мы платим за содержание общедомового имущества, благоустройство территории, а в итоге сами красим скамейки во дворе, приводим в порядок подъезды, облагораживаем двор и т. д. Теперь даже стараемся присутствовать при проведении в доме любых ремонтных работ, чтобы реально контролировать ситуацию, а не довольствоваться потом абстрактными отчетами.

В ходе судебного заседания коммунальщикам, правда, удалось несколько «сбить» цену иска. Тем не менее показательно, что в итоге они добровольно признали претензии своих клиентов на 22 тысячи рублей. Попросту не получилось документально подтвердить Фемиде, на что именно были потрачены эти средства. Сумма вроде в масштабах дома небольшая. Но если здесь применить иную формулу? Погрешности в десятки тысяч рублей ежегодно, да еще и по каждой обслуживаемой многоэтажке... Здесь, согласитесь, речь уже будет идти о цифрах иного порядка.

И вот свежий пример. На общем собрании в марте этого года жильцы того же дома живо интересуются у руководства ЖУК № 5 подробностями отчета за минувший год. Ведь выяснилось, что вместо утвержденной в договоре управления на 2010 год платы с каждого квадратного метра в 96 копеек за услуги управляющей компании по статье «Управление домом» в отчете вдруг значится цифра 2,63 рубля. Таким образом, говорит Ю. Казаков, по восьмиподъезному дому переплата переваливает за сто тысяч рублей...

В перспективе, конечно, возможно судебное разбирательство. Правда, есть ли смысл? Старший дома поныне так и не добился возможности взглянуть на сметы и акты по отсуженным 22 тысячам рублей: в судебном решении прямо говорится, что деньги должны быть потрачены на содержание и текущий ремонт дома. ЖУК № 5 настаивает на том, что средства ушли на приведение в порядок одного из подвалов и якобы с актами приема работ некоторые жильцы были ознакомлены. При этом секретом остается, почему это не уполномоченный на то старший дома, который, собственно, и должен был принимать работы и подписывать эти акты…

«Вредный» человек

Столь активная деятельность старшего многоэтажки и домового комитета - прежде всего дотошная проверка всех бумаг и работ - коммунальщикам оказалась совсем не по нраву. В письме, разосланном УК в конце весны собственникам квартир, читаем удивительные претензии. Вот некоторые выдержки: «...старшим дома Казаковым Ю.Г. систематически подрывается нормальная деятельность предприятия - постоянно возникают жалобы на деятельность управляющей компании во все инстанции, Казаков Ю.Г. к работе управляющей компании относится предвзято и всячески настраивает собственников д. № 6 по пр. К. Маркса против ООО «ЖУК № 5». От имени всех собственников выражает недовольство деятельностью управляющей компании».

А вот другой момент: «Постоянно присылает письма, содержащие одни и те же вопросы, и управляющая компания вынуждена тратить время на ответы...». В общем получается, что качественно работать коммунальщики могут только при условии, что им никто не мешает... А главное – не задает лишних вопросов.

- А ведь получается, наш Юрий Георгиевич, - говорит пенсионерка Ангелина Каширина, - как на работу ходит по делам дома. И за бумагами следит, и цветы во дворе сажает. Ну кто бы это все из нас делал, ведь денег от этой деятельности никаких?! Мы его очень уважаем.

Кстати, управляющая компания предпринимала попытки переизбрать «вредного» старшего дома и, более того, в своих письмах грозилась этим летом разорвать с жильцами договорные отношения. Однако за Ю. Казакова большинство собственников квартир в доме по К. Маркса, 6, встали горой. А на разрыв «заваленные вопросами» коммунальщики почему-то так и не пошли. Может, выгода «перекрывает» даже такие распри с клиентами…

Правильная процедура

Кстати, вопросы к жилищной управляющей компании № 5 есть и у правоохранителей, и у некоторых контролирующих ведомств.

Так, этим летом очередное предписание коммунальщики получили от краевого управления государственной жилищной инспекции. Оно выявило допускаемые управленцами нарушения правил технической эксплуатации жилищного фонда: есть претензии к тому, как дом готовится к осенне-зимнему периоду. Также инспекторы указали на неудовлетворительное состояние электрооборудования в четырехэтажке.

Кроме того, недавно завершила проверку некоторых эпизодов деятельности управляющей компании прокуратура Октябрьского района Ставрополя. Управляющему ООО «ЖУК № 5» внесено представление об устранении некоторых нарушений жилищного законодательства. Между тем, прокуратурой также направлены материалы в полицию «для организации дополнительной проверки».

А еще раньше ЖУК № 5 «проштрафилась» перед администрацией Ставрополя. Проверка целевого использования управляющей компанией средств, выделенных на капремонт многоэтажек в рамках реализации ФЗ «О Фонде содействия реформированию ЖКХ», показала нелицеприятные результаты. Были изучены в том числе и ремонтные работы по дому на проспекте Карла Маркса, 6. В итоге необоснованные расходы компании превысили 613 тысяч рублей: некоторым подрядным фирмам и индивидуальным предпринимателям УК переплатила с лихвой – по несколько десятков, а порой и сотен тысяч (!) рублей. Эту сумму управляющую компанию обязали вернуть в городскую казну.

Спрашиваю, не желают ли жильцы расстаться со своими «управленцами»: ведь конфликт никому не идет на пользу.

- Такие мысли давно нас посещают, надоело снимать с ушей лапшу, - подтверждает Ю. Казаков. - Вскоре предстоит общее собрание собственников, на котором постараемся выбрать управляющую компанию. У жильцов уже есть несколько предложений. И, надеюсь, всем нам удастся в переговорах достичь консенсуса и уйти к новым управленцам. Хотя я уже подумываю о том, чтобы отказаться от своего «старшинства». Уж слишком хлопотное это дело, и противостоять произволу очень сложно…

*****

К сожалению, пока подобных историй намного больше, чем положительных примеров... Этим летом вступил в силу целый ряд поправок в жилищное законодательство, цель которых - положить конец многочисленным злоупотреблениям и криминалу в сфере управления жилищным фондом. Теперь ТСЖ и управляющие компании становятся подконтрольными местным властям и жилинспекциям. Дадут ли эффект эти новации, увидим.

Только вот жизнь показывает, что какими бы наказаниями ни грозили нерадивым чиновникам и ушлым подрядчикам, жилищно-коммунальное хозяйство остается самым непрозрачным сектором отечественной экономики. В нем, как в Бермудском треугольнике, пропадают миллиарды рублей. И все также текут трубы и крыши, осыпается штукатурка в грязных подъездах и растут тарифы на коммуналку... А люди устают этому противостоять.

«Как в Бермудском треугольнике»
Газета «Ставропольская правда»
17 августа 2011 года