Парашютный спорт: верхом на облаке

Парашютный спорт: верхом на облаке

© Фото из архива Ессентукского авиаспортклуба

Парашютный спорт: Служу России!

Парашютный спорт: Служу России!

© Фото из архива Ессентукского авиаспортклуба

Парашютный спорт: воплощенная мечта

Парашютный спорт: воплощенная мечта

© Фото из архива Ессентукского авиаспортклуба

Ессентукский авиаспортклуб: самолеты припаркованы к земле

Ессентукский авиаспортклуб: самолеты припаркованы к земле

© Фото из архива Ессентукского авиаспортклуба

– Вдруг оказалось, что воздушные виды спорта очень затратны, – говорит начальник Ессентукского авиаспортклуба Ярослав Долгих. – Требуются постоянный ремонт и уход за самолетами, покупка парашютной техники, топлива, поддержание базы в надлежащем состоянии. Все это обходится в копеечку.

А ведь ессентукский клуб всегда был предметом гордости российского авиаспорта. Уникален даже аэродром: во-первых, качество грунта позволяет самолетам взлетать и садиться в любую погоду, а во-вторых, горы-лакколиты служат не только реперами, чтобы не заблудиться, здесь фантастические условия для планерного спорта: воздушные потоки такие, что Коктебель отдыхает.

Однако преимущества неба и райского уголка под названием Кавказские Минеральные Воды теперь доступны не всем. Лишь весьма состоятельные люди могут себе позволить купить личный самолет или... отрезать от аэродрома несколько соток. Для строительства коттеджа. С видом на горы-лакколиты.

Авиаспортклуб, расположенный в Ессентуках, был создан еще в 1933 году. Путевку в небо здесь получили свыше пяти тысяч летчиков и около двадцати тысяч парашютистов. Небо давало работу и славу. Не купленную за бешеные деньги, а завоеванную в бою. Десять выпускников клуба стали Героями Советского Союза.

Здесь проходили предполетную подготовку космонавты, а чемпионы мира и Европы оттачивали свое мастерство. Это удивительное место. К сожалению, сейчас работа клуба крайне осложнена – земельный вопрос стоит остро, да и технику приходится ремонтировать силами коллектива. Уже несколько лет проблема финансирования этого отделения РОСТО обсуждается на разных уровнях, но действия за дискуссиями так и не следуют. Только долг продолжает расти.

– Мы пока еще держимся, – говорит Ярослав Долгих. – Привлекаем молодежь, пилотов-любителей, устраиваем соревнования и массовые мероприятия. За эти полгода у нас прыгнули 232 «перворазника» и около сотни спортсменов. Занятия проходят по укороченной программе. Подготовка занимает всего полдня, а дальше остаются одни эмоции.

– Только ли эмоции?

– Да. Волнение при посадке в самолет; напряженное ожидание чего-то необычного и неизбежного; страх, когда стоишь перед открытым люком. И тот самый шаг, отделяющий тебя от сверстников и всех, кто так и не отважился на него. Содрогание. Замирание сердца. И вот – парашют раскрылся. Ты паришь. Это незабываемо. А потом, уже на земле, накрывает безграничная эйфория. Сложно передать словами ощущения человека, прыгнувшего в первый раз. Чистый адреналин и четкое осознание каждого действия, каждого движения – это тоже подарок неба. 

Подарок неба / Газета «Ставропольская правда» / 5 августа 2011 г.