В редакцию «СП» начали звонить жители Ставрополя, чьи дети, учащиеся младших классов, посещали образовательные учреждения «начальная школа – детский сад».

Дети в детском садике

Дети в детском садике

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

Дело в том, что администрацией города принято решение о переводе этих ребят с 1 сентября в обычные общеобразовательные школы. Учреждения, где они обучались, станут просто детскими садами № 54, 58, 73, а на триста высвобожденных таким образом мест возьмут дошкольников. Как сообщил нам и.о. руководителя управления образования Ставрополя Константин Корякин, заявлений о приеме в детсад в этом году получено 5216, а направлений в ДОУ (дошкольные образовательные учреждения) соответствующая комиссия управления смогла выдать лишь 2423. Реальная же потребность еще больше, поскольку в эти пять тысяч с лишним малышей не входят те, кому сегодня полгода-год от роду, но родители их на учет уже поставили и заветный талончик на место в ДОУ получили. Так что очередь пока не рассасывается, хотя город и край для этого усилия прикладывают. В 2011 году соответственно краевой подпрограмме по развитию сети дошкольных учреждений и при муниципальном софинансировании открылся новый детсад в 204-м квартале Ставрополя, построен и вот-вот примет малышей еще один – в 566-м. Сделаны также пристройки к детским садам № 14 и 75.

Вывести из состава дошкольных образовательных учреждений начальные школы – еще один путь решения проблемы. Ведь если обратиться к истории вопроса, то создавали этот конгломерат – «начальная школа – детский сад» – тоже не от хорошей жизни. На дворе стояли девяностые, рождаемость в стране упала. Дошкольников и младших школьников собирали под одну крышу, чтобы заполнить площади. Тогда же, в том числе и на Ставрополье, многие пустующие детсады недальновидно перепрофилировали, перепродали – и мы сейчас пожинаем плоды.

Спору нет, конгломерат оказался живучим и для родителей привлекательным. Когда твоего ребенка «выпасают», как в детсаду, практически до 10 лет и ты забираешь его после работы, не заморачиваясь уроками, досугом (плюс питание и дневной сон!), – это очень комфортно. И для детского самочувствия хорошо посещать небольшое уютное здание, где все привычно чуть ли не с ясельного возраста, включая друзей по группе. По-человечески понятно, почему, едва на горизонте замаячила вместо «тепличной» обычная городская школа, родители заняли оборону. Звонивший к нам в редакцию мужчина, назвавшийся Алексеем, восклицал: «Ну и что они выиграют на наших детях, триста мест, подумаешь!..». Подумала и я: он, наверное, не представляет, как важны эти места для трехсот семей, где подросли дети. Далеко не все матери могут позволить себе сидеть с ними дома.

Есть в этом конфликте еще один аспект, периодически вызывающий у меня недоумение. Борьба родителей за детский комфорт, как будто будущая жизнь никогда не потребует от ребенка преодоления повседневных трудностей, умения принимать перемены.

Многие учителя утверждают, что социальная адаптация у ребят, которые в обычную школу идут после «детсадовской», часто происходит трудно, с издержками. Пятый класс и без того время внутренней ломки: вместо одной учительницы у ребенка появляются до десяти педагогов. А тут еще нужно приспосабливаться к иным условиям, к одноклассникам, которые в школьной жизни ориентируются лучше.

Конечно, можно держать ребенка в условиях теплицы очень долго. Например, есть школы Монтессори, где детям позволено учиться только тому, что им интересно, вне регламентирующих рамок стандартного образования. Один из примеров такого обучения – фигура известной сценаристки Валерии Гай Германики. В общеобразовательную школу она пришла в восьмом, кажется, классе, жизни «без Монтессори», по ее же словам, ужаснулась – и среднее образование завершала дома. А детские страхи своей непережитой социализации «выдала» в нашумевшем фильме «Школа», где все – и подростки, и педагоги – скопище монстров.

Комфортно ли для человека такое отношение к миру – вот вопрос…

Спешу уточнить: я ратую не за спартанское воспитание, мне по душе инициатива президента Медведева «Наша новая школа», реализация которой позволит чувствовать себя в образовательном пространстве детям – удобно, учителям – достойно. Но, на мой взгляд, учить первоклассника, не имеющего ограничений по здоровью, в детском саду не обязательно. Во всяком случае, в муниципальных ДОУ приоритет имеют дошкольники.

Что касается изложенной выше конкретной ситуации, то в управлении образования Ставрополя утверждают, что родителям детей школьного возраста, посещающих детсады № 54, 58, 73, предложили разные варианты их перевода. В школы при микрорайоне, в учебные заведения по выбору семьи, включая гимназии и лицеи. «Продленка» гарантирована.

Кто-то еще думает, а кто-то уже выбор сделал…