Счетная палата Ставрополья проверила, как аграрии тратят бюджетные средства
Выводы аудиторов, мягко говоря, неутешительны. Экономика Ставрополья хоть и получила некоторую отдачу от казенных вливаний в агропром, тем не менее некоторые случаи использования хозяйствами бюджетного рубля откровенно возмутили депутатов. В отрасли «гуляют» солидные деньги, а потому оказалось немало охотников использовать их в сомнительных схемах.
За два минувших года общая сумма субсидий, предоставленных министерством сельского хозяйства СК аграриям на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, превысила 2,9 млрд рублей. Эти средства в идеале должны были сделать доступнее заемные ресурсы и повысить финансовую устойчивость сельхозорганизаций. Но, по словам аудитора Счетной палаты А. Шевченко, сейчас целый ряд хозяйств-заемщиков не в состоянии достигнуть обещанных результатов, а некоторые не могут расплатиться по взятым кредитам.
Конкретных примеров прозвучало немало. Так, прокредитованный инвестиционный проект племколхоза «Степной маяк» Ипатовского района фактически представлял собой, по выводам аудиторов, переоформление племенного скота с одного юрлица на другое. В итоге не было создано ни новых рабочих мест, ни животноводческих площадей. ООО «Надежда» Левокумского района получило субсидии для строительства животноводческого комплекса на 1200 голов, однако вопреки официальным отчетам существенная часть запланированных работ вовремя не была выполнена.
Поддерживаемый бюджетом СПК «Кучерлинский» Апанасенковского района в прошлом году получил убыток более 33 миллионов рублей: в хозяйстве уже введена процедура внешнего управления, а значит, отметил А. Шевченко, казенные средства в случае старта конкурсного производства пойдут на погашение требований кредиторов. Заметно уменьшилась прибыль в таких хозяйствах, как «Гремучка», СП «Донское», «Высоцкое», «Темнолесское», «Цимлянское», «Чапаевское». В ряде субсидируемых хозяйств сокращаются рабочие места. К примеру, в одном из предприятий, распоряжающемся 23 тысячами гектаров, официально трудятся лишь 34 человека… А между тем речь в каждом случае идет о миллионных вливаниях из бюджета.
Особое недоумение у краевых депутатов вызвала часть доклада Счетной палаты, где речь шла об ООО «Агрофирма «Село Ворошилова», долгое время сохранявшем за собой статус образцового хозяйства. Строительство молочной фермы на 1800 голов потребовало кредита почти 700 миллионов рублей. На уплату процентов по займу предприятие получило из казны более 137 миллионов. И согласно бизнес-плану проекта ежегодное производство молока должно было превысить 16 тысяч тонн, на деле же фирма в последние два года не дотянула и до 6 тысяч тонн. Более того, предприятие отметилось в отчете аудиторов и солидным падежом скота, а также снижением поголовья за счет убоя и продажи. О какой эффективности кредитных ресурсов может идти речь?..
Как показало обсуждение упомянутых и других случаев, проверка ярко высветила громадные пробелы в существующей нормативной базе. Так, выдача субсидий происходит на заявительной основе. Хозяйство покупает технику для возделывания рапса, приводят пример аудиторы, и при перечислении субсидии никто не проверяет, есть ли у предприятия, никогда до этого не занимавшегося рапсом, реальные возможности для его выращивания. Минсельхозу в данном случае сложно адресовать все претензии, за ним попросту не закреплены полномочия по проверке достоверности представляемых документов и по контролю за целевым и эффективным использованием бюджетных средств. Кроме того, на свое усмотрение распоряжаться казенными финансами позволяет заемщикам и то, что нигде, в т. ч. и на федеральном уровне, не предусмотрена ответственность за неисполнение взятых обязательств.
Тем не менее краевые депутаты настаивают на том, что минсельхоз должен найти возможности для регулирования хозяйственной деятельности предприятий, пользующихся финансовой поддержкой. Со своей стороны депутатский корпус поддержит предложение о внесении необходимых изменений в соответствующие нормативные акты.
13 июля 2011 года