«Немного нежности» подарили артисты ростовского театра ставропольцам
Проблема театральных «стариков» не нова. С возрастом актерам, даже известным и любимым (включая столичных всенародно любимых), работы достается все меньше. И потому что серьезных возрастных ролей в репертуаре вообще немного, и потому что современный мир изо всех сил молодится, делая вид, что ни старения, ни смерти не существует. Мода – подростковая, кино с его спецэффектами рассчитано на детские любопытство и жадность к впечатлениям… Когда на телеэкране натыкаешься на замечательных артистов Георгия Тараторкина или Галину Польских, работающих «на подтанцовках» в средней руки сериалах, понимаешь: это не от хорошей жизни.
Пьеса Альдо Николаи «Немного нежности» о переживаниях обитателей дома престарелых – в современном театре, скорее, исключение. (На память приходит, пожалуй, только «Соло для часов с боем» Освальда Заградника.) Для актеров старшего поколения, занятых в ростовском спектакле, это, конечно, подарок. При всей непритязательности сюжета темы, поднимаемые в постановке, вечны. Прежде всего – «предварительные итоги». На что была потрачена жизнь и что оказалось в остатке… Пьера (артистка Людмила Скворцова) одинока, потому что бездетна. Но вот Ненил (засл. артист России Иван Тельнов) всю душу отдал сыну, Мими (засл. артистка России Меланья Войнаровская) – дочери, а Нанда (артистка Ольга Вицман) вырастила девятерых. Между тем они так же, как и Пьера, одиноки и так же коротают жизнь в приюте для стариков, пусть и благоустроенном. У итальянца Альдо Николаи главные причины отчуждения между родителями и детьми – имущественные. В спектакле Ростовского академического театра драмы им. М. Горького этот разрыв сыгран, как кажется, иначе. В нем прочитываются реалии современной российской жизни. Разорвана связь времен. Дети вписываются в изменившуюся действительность за счет жесткости и даже жестокости. Родители ни понять, ни принять этого не могут, отсюда особая драматичность конфликта.
И еще одна вечная тема звучит в спектакле. Старость и желания, старение телесное и негаснущая в душе надежда на счастье, любовь, взаимность. Ею живут все герои постановки, а особенно героини. Женщина, сколько бы ни было ей лет, хочет выглядеть привлекательной. Пронзительна сцена, когда Пьера, с которой Мими, разозлившись, сдернула парик, становится на наших глазах беззащитна, как ребенок.
«Немного нежности» – трагикомедия. В зрительном зале много смеются. Над выходками эксцентричной Пьеры, эскападами Бату (артист Валерий Райхман), в прошлом то ли циркача, то ли танцора варьете. И, конечно, над комичными ситуациями, в которых оказываются пожилые Ромео и Джульетта – Ненил и Мими. Молодые влюбленные без своей крыши над головой, все время ищущие, где бы уединиться, вызывают сочувствие, пожилые – еще и смех…
Есть в постановке ростовчан работа, о которой хочется сказать особо. Это роль Мими в исполнении заслуженной артистки РФ Меланьи Войнаровской.
Увы, на спектакле не продавались программки, круг действующих лиц и исполнителей пришлось выяснять на сайте театра и по другим источникам. Так я узнала, что М. Войнаровская – актриса Ростовского государственного музыкального театра, в одной из рецензий названная его примадонной. По ходу спектакля замечательно поет и танцует, но она убедительна еще и в самых драматических сценах – например, в объяснении с дочерью (артистка Юлия Борисова)…
8 июля 2011 года