Епископ Ставропольский и Невинномысский Кирилл

Епископ Ставропольский и Невинномысский Кирилл

© Фото: Эдуард КОРНИЕНКО

Около месяца назад некая инициативная группа, собравшаяся в Подольске, объявила своей целью «возрождение» отдельной религиозной организации. Было даже сформировано временное духовное управление, которому поручено подготовить «поместный собор казачьей автокефальной церкви». Все это не могло не вызвать широкий общественный резонанс.

В обращении владыки Кирилла по этому поводу, в частности, подчеркивается, что на протяжении многовековой истории православия «не было какой-то отдельной казачьей церкви, но всегда – в России, Украине и Беларуси – казаки были чадами Русской православной церкви, и тогда, когда казачество было приграничной вольницей, и тогда, когда стало служилым сословием, и в тяжкие времена атеистических гонений ХХ века». Поэтому ни о каком «своем» возрождении говорить не приходится. Лживы также и попытки обвинить РПЦ в отказе окормлять нереестровых казаков. Многим памятен первый Большой круг казаков России 1990 года в Москве и Большой круг того же года в Ставрополе с участием митрополита Гедеона. Все последующие годы содружество казачества и РПЦ последовательно продолжалось и развивалось. Принцип равного окормления всех казаков нашел свое отражение в создании Синодального комитета РПЦ по взаимодействию с казачеством и распоряжении о закреплении священников за каждым казачьим обществом, что и сделано по всей стране.

И вдруг появляется некий лжеепископ, не имеющий апостольского преемства, но имеющий поддержку группы самозванцев, под надуманными предлогами склоняющий казаков отколоться от матери-церкви. В таких случаях молчать нельзя, уверен владыка Кирилл: «Во-первых, потому что церковь печется о спасении всех людей, всех своих чад, даже и уклонившихся в раскол... И, во-вторых, зло всегда и везде должно быть названо по имени, чтобы не распространялся соблазн умолчаний».

Епископ Кирилл обращается к казакам с призывом не поддаваться на провокации, не поощрять «самочинное сборище», осознать, что усилия раскольников направлены «против нашей веры и нашей страны, против казачества. Довольно разделений, братья! У нас еще слишком много настоящих бед и проблем, без решения которых нет будущего у казачества, нет будущего у России. Преодолеем их только вместе».

Понятие раскола давно известно в отечественной духовной истории, но во все времена православию удавалось преодолевать разного рода провокационные попытки. Надо надеяться, что так будет и на сей раз. 

Наталья БЫКОВА

Раскол – понятие, увы, не новое... / Газета «Ставропольская правда» / 5 июля 2011 г.