Настя Веревкина и Аня Кудашкина только что получили свидетельства об окончании «художки» и по журналу «Выпускник-2011» на память.

Настя Веревкина и Аня Кудашкина только что получили свидетельства об окончании «художки» и по журналу «Выпускник-2011» на память.

Почетный гость выпускного бала – глава Ставрополя Георгий Колягин и директор ДХШ Наталия Мальцева.

Почетный гость выпускного бала – глава Ставрополя Георгий Колягин и директор ДХШ Наталия Мальцева.

На днях в Ставропольской детской художественной школе состоялись выпускные вечера. В этом году ее закончили 220 ребят – 120 по базовой программе и еще сто по ускоренной. В один вечер устроить для них выпускной – места в школе не хватило бы. Умение рисовать, музицировать, оказывается, вновь становится престижным у молодежи, хорошее дополнительное образование востребовано. Более того, возраст учащихся «художки», куда раньше принимали с 11 лет, сегодня колеблется от 5 до... 55. Малышей приводят мамы и папы с пристальным вниманием к раннему развитию ребенка. Таковых все больше вопреки расхожему мнению о равнодушии современных «зашибающих деньгу» родителей к собственным детям. Так что класс дошколят перестал быть экспериментальным (начиналось все несколько лет назад с дюжины ребятишек) и стабильно занимается по разработанной преподавателями ДХШ программе. А вот группа для тех, кому «за тридцать», появилась в «художке» в 2010-2011 учебном году. В школу стали звонить взрослые люди, интересоваться, можно ли поучиться рисовать, получить знания по истории изобразительного искусства. Воплотить нереализованную в детстве и юности мечту... Вести группу взялся Александр Колбасников, художник, работник краевого изомузея. Самой старшей его ученице – 55.

Выходит, не иссякает интерес человека к внутреннему миру – своему и своих детей, к прекрасному. А потому дополнительное образование, которому лет десять назад прочили исчезновение, позиции держит. Чему свидетельством и успешное участие юных питомцев ДХШ в олимпиадах по изобразительному искусству разного уровня. В зональной было 48 призеров и победителей из Ставропольской «художки», в краевой – 14. Традиционно дети участвуют в Южнороссийской межрегиональной олимпиаде по комплексу предметов «Культура и искусство» на базе Южного федерального университета в Ростове-на-Дону, призеры и победители которой имеют льготы при поступлении. Ежегодно кто-то из выпускников Ставропольской ДХШ этими льготами пользуется. Хорошо «смотрятся» ребята из ДХШ в художественных вузах Москвы и Питера – вот и в этом выпуске есть желающие туда поступить. География же конкурсов и выставок, где экспонировались в 2011-м работы учащихся Детской художественной школы краевого центра, – Ставрополь, Москва, Донецк, Париж, Дели. Во Францию уехала целая коллекция: 100 рисунков на тему «Подводные фантазии». Станут авторы художниками и дизайнерами или не станут, пробужденные в них фантазии – подводные, земные и космические – помогут им в современном мире, который, увы, делается все жестче, прямолинейнее, одномернее.

Мы говорили об этом с директором Ставропольской ДХШ Наталией Мальцевой. В частности, об идее введения стандартов в художественном образовании, которая сейчас носится в воздухе.

– Дополнительное образование, – рассуждала Наталия Петровна, – осталось, по сути, единственной в образовательной сфере зоной для самореализации всех желающих. Мы оцениваем ребенка по его собственному уровню, способностям, позволяем расти относительно самого себя. В нашей школе оценка «четыре» у всех разная: у Ани – за ее способности, у Пети – за добросовестность исполнения работы, а у Сережи – и вовсе за усидчивость. А еще есть Коля, который прилежанием не отличается, но может по вдохновению сделать рисунок лучше всех в классе и получить «пять»!.. Как только вводится стандарт, появляются различные «обрнадзоры» с контрольными срезами, требованиями к проценту успеваемости – всем тем, от чего страдает сегодня общеобразовательная школа. Тогда уже не отличишь друг от друга ни Аню, ни Петю, ни Сережу. Структура обучения становится жесткой по отношению к ребенку. Не справляешься – могут отчислить. Сегодня же тот, кто приходит в школу чтобы подготовиться к поступлению в художественный вуз или училище, получает эту подготовку. Кто хочет просто познакомиться с историей живописи, научиться основам изоискусства – берет эту часть обучения. Дополнительное образование – уникальная сфера, завоевание нашего Отечества. Надеюсь, что его принципы сохранятся.

Разговор происходил как раз накануне выпускных балов. В кабинет то и дело заглядывали преподаватели и дети. Кто-то хотел согласовать сценарий вечера, кто-то решить вопрос с музыкальным и видеосопровождением. На столе директора лежала стопка ярких, хорошо изданных памятных журналов, которые традиционно вручаются выпускникам каждый год. На страницах – фотографии преподавателей и учащихся, шутливые коллажи, «картинки с выставки» – фото лучших работ выпускников; здесь учителя и ученики обмениваются пожеланиями, впечатлениями друг о друге и воспоминаниями о совместно проведенных нескольких годах учебы и творчества. Есть написанный ребятами раздел «Любимые фразы твоего преподавателя» («Умница! Начинай! Только поправь ручку, кувшин, передвинь яблоко...» Или: «В этом что-то есть...»). Есть пожелания от выпускников первоклассникам («Не пропускайте историю искусств, худо будет...»). Чувствуется, что детям многое – в хорошем смысле – позволяется, что взрослые общаются с ними на равных, что учили их не просто педагоги, но художники, творческие люди.

Педколлектив Ставропольской ДХШ в постоянном поиске. Планируют новые спецкурсы – по обучению работе маслом, навыкам китайской живописи и т. д. Участвуют в выездных пленэрах для преподавателей.

Лариса ПРАЙСМАН

Красота объемного мира / Газета «Ставропольская правда» / 1 июля 2011 г.