Не бойтесь ЕГЭ!
В последний месяц слышать его приходилось раз десять в день. Многочисленные разговоры вокруг этого экзамена пугали, нагнетали панику, порождали неуверенность в себе. Единственное желание - сдать побыстрее. Уже не важно, с каким результатом, лишь бы сдать, перейти порог. Не было времени даже купить выпускное платье. «Сейчас не до этого!» - заявляли многие, а в последние дни перед балом сломя голову искали себе наряд. Именно эти ощущения охватывали и меня. Но были одноклассники, которые особо не переживали. «Прорвемся!» или «Все мы сдадим!» - говорили они. И действительно, прорвались, весь класс получил аттестаты!
Страшнее всего идти на первый экзамен. После бессонной ночи я отправилась сдавать литературу. Оказалось, все не так ужасно. Получив экзаменационные бланки, все вздохнули с облегчением. Почти не удавалось переговариваться друг с другом, да и знакомых в аудитории не оказалось. Надеяться пришлось только на себя. И остальные экзамены прошли «как по маслу». Единственное, что волновало, - объявление результатов. Узнали баллы спустя 10-12 дней после ЕГЭ. А по некоторым предметам - лишь только на выпускном вечере. Это как если больной придет к врачу, ему измерят температуру, но не поставят диагноз, пока не измерят ее у всех больных и не высчитают среднюю.
Кто-то, как я, доволен результатами, а кто-то сетует на себя или на всю систему образования. ЕГЭ сегодня уже является делом совершенно привычным. После сдачи всех экзаменов у меня коренным образом изменилось к нему отношение (раньше я видела в ЕГЭ только минусы). Что касается русского языка, то я считаю экзамен идеальным. По математике, по мнению многих одноклассников, необходимо заменить некоторые задания на более легкие. Какой смысл давать задания, которые не только медалисты, но порой и сами учителя решить не могут?
Один из самых значимых плюсов ЕГЭ - возможность абитуриентам из маленьких городов поступить в лучшие вузы страны. Экзамены нужно сдавать только раз - в школе, таким образом, в середине июня уже все свободны.
Противники ЕГЭ в основном говорят о необъективности результатов и невозможности оценить реальные знания учащихся по тому или иному предмету. Что касается тестовых частей, то здесь можно дать правильный ответ методом «тыка». В особенности критиковали ЕГЭ по литературе. Одноклассники в один голос заявляли, что литература - творческий предмет, а экзамен убивает творчество, мешает абитуриентам раскрыть все способности. Проверка сочинений вообще очень субъективна. Ученики, у которых нестандартное мышление, собственный взгляд на многих героев книг и их поступки, на ЕГЭ могут просто провалиться. Почти все знакомые мне филологи разделяют эту позицию. Мой учитель литературы, например, считает, что экзамен должен проходить исключительно в устной форме.
Следует также отметить, что времени почти никому не хватает. Я была свидетелем того, как девушка написала все пять заданий в черновике, но два из них не успела переписать в экзаменационные бланки. Как это обидно! А еще я не согласна с тем, что сертификат с результатами действителен всего лишь два года, затем необходимо опять сдавать экзамены.
С появлением новой итоговой аттестации выпускников появились надежды, что коррупция в стране исчезнет. Но разве в практике ЕГЭ отсутствуют мошенничество и подтасовка результатов? Стоит вспомнить историю, произошедшую в этом году в Москве, где студенты МФТИ сдавали экзамен по математике за школьников. А сколько аналогичных случаев, о которых ничего не известно?
На мой взгляд, главный минус экзамена - это стресс, которому подвергается большинство тех кто его сдает, а также родителей.
Одним словом, чего больше у ЕГЭ - плюсов или минусов, сказать сложно. Вероятно, система будет модернизироваться, и годы покажут, насколько она эффективна. Единственное напутствие, которое мне, как человеку, сдавшему экзамен, хочется дать будущим одиннадцатиклассникам - не бойтесь ЕГЭ! Не слушайте учителей, которые вас запугивают, говорят, что вы не сдадите. Сдать - реально, только нужно приложить максимум усилий.
29 июня 2011 года