Под знаменем 1941 года ставропольцы сражались в годы ВОВ
Давно минуло время, когда вернувшиеся с войны доваторцы были относительно молоды, здравствовали и с чувством лихой гордости несли в себе заряд бывалых конников-гвардейцев. Они, познавшие горестную правду сорок первого, прошедшие кровавый ратный путь от Смоленщины и Подмосковья до Эльбы, утолили душу и память всеобщим послевоенным почтением. Они со славой вернулись к мирному труду. И с гордым званием доваторцев – ипатовские и апанасенковские, зеленчукские и горячеводские, кизлярские и прикумские, петровские и новоалександровские, красногвардейские и невинномысские, александровские и ставропольские смелые парни.
Далеко не праздничная дата 22 июня дает сейчас право коснуться поры, которая, убежден, не терпит никакого дежурного и высокопарного перекала. Тем более что речь пойдет о годах, когда мы, тоже молодые еще музейщики, крепко дружили со многими доваторцами, как могли привечали отважных конников, а на памятных встречах в музее среди священных боевых реликвий возвышалось одно из знамен, под которыми прошли трудными дорогами войны – более десяти тысяч километров! – казаки 2-го гвардейского Померанского Краснознаменного ордена Суворова кавалерийского корпуса.
История этой реликвии проста и символична. Бывший офицер штаба гвардейской кавдивизии Михаил Федорович Мироненко, как это часто бывало, в кругу ветеранов и молодежи рассказывал о торжественном моменте вручения знамени уходящим на фронт землякам:
- Не забыть мне этот час. У самой кромки пригородного леса построились конные полки сформированной дивизии. Комбриг Мельник галопом выехал навстречу приближающейся открытой легковой автомашине, в которой были руководители крайкома партии и крайисполкома, отдал рапорт.
Перед кавалерийским строем у развернутого знамени первый секретарь крайкома партии М. А. Суслов торжественно произнес: «Пусть реет над вашими боевыми рядами этот символ воинской чести, доблести, геройства». Командир дивизии поцеловал алое полотнище и передал знаменосцам. Прогремело солдатское «ура»…
В конце 1944 года, когда доваторцы вместе с другими частями Советской армии уже били врага на его земле и война шла к долгожданному победному завершению, Михаил Федорович Мироненко как руководитель делегации фронтовиков по поручению командования доставил боевую реликвию в Ставрополь. В победном 45-м памятное знамя решением крайисполкома было передано на вечное хранение в Ставропольский краеведческий музей.
Судьбе было угодно распорядиться так, что Михаил Мироненко, с довоенной еще поры человек сугубо мирного служебного положения в Крайпромсовете, в числе добровольцев прошел дорогами конников-доваторцев, а в послевоенное время до конца жизни в 1980-м был верным нашим коллегой в сфере культуры, душой и одним из организаторов краевой организации Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Как и его боевой соратник, тоже друг нашего музея Федор Григорьевич Сененко. Когда грянула война, тихому, деликатному по складу характера, весьма скромному сотруднику местного финотдела шел уже 53-й год. Однако, не раздумывая, отправился он в горвоенкомат с просьбой направить его в дивизию Доватора. Несмотря на ограничение по возрасту, приемная комиссия включила его в состав 500 добровольцев от Ставрополья.
Интересен такой факт биографии Ф. Сененко. Сын кузнеца, он с детства пристрастился к музыке и пению. В 1902 году способного юношу приняли в Московское синодальное училище. Здесь в знаменитом на всю Россию хоре он часто исполнял сольные партии, и ему посчастливилось много раз участвовать в концертах, где пели Ф. Шаляпин, А. Нежданова, Л. Собинов… Правда, потом жизнь его повернулась в другую сторону. Но всем своим добрым сердцем он оставался человеком неравнодушным, понимающим значение культуры в повседневной жизни, ее великую воспитательную роль для молодежи. И сегодня мы с благодарностью вспоминаем этих замечательных людей, славных представителей культуры Ставрополья – Михаила Мироненко и Федора Сененко, прошедших Великую Отечественную войну, вернувшихся с боевыми орденами, как и все их однополчане, фронтовые товарищи. Народ окружил доваторцев почетом и любовью, нам же и далее хранить святую память о героях.
22 июня 2011 года