07:08, 21 июня 2011 года

В любви да согласии прожили 60 лет супруги Артеменко из Нефтекумска

Встретились они в Победном 45-м, каждый хлебнув до этого немало горя и чудом уцелев на войне. Клавдия Иосифовна родом из Ленинграда: ее отец умер, не пережив блокаду, и она, оставшись вместе с матерью и братом в осажденном городе, тоже была обречена на голодную смерть. Понимая это, девушка обратилась в ближайший военкомат:

- Возьмите меня на фронт: лучше уж в бою с врагом погибну, чем умру в холодной квартире...

Без жалости смотреть на хрупкую, обессиленную Клавдию было невозможно - ее определили в один из военных госпиталей, развернутых в городе, куда уже беспрерывным потоком поступали раненые. Так она и стала санитаркой в хирургическом отделении. И крови повидала, и усталости испытала не меньше, чем на передовой. Между операциями на отдых у нее оставались считанные минуты - спала девушка прямо на каталке, на которой и развозила по палатам прооперированных бойцов. А уж страху сколько натерпелась... Хирург как-то попросил принести инструменты из шкафчика. Как только Клавдия отошла, в то самое место, где она стояла, угодил снаряд, и угол здания полностью обрушился.

- Суп «из трех фасолин» съедала сама, а вот хлебный паек приносила домой... – рассказывает она.

Когда по Ладоге открылась Дорога жизни вместе с родными эвакуировалась в Тверь. Брат оттуда вскоре ушел на фронт, где и погиб, а Клавдия поступила в сельхозтехникум, окончив который еще до конца войны, получила распределение в хутор Березкин Каясулинского (ныне Нефтекумского) района. Молодого участкового агронома здесь встретили приветливо: председатель колхоза устроил бывшую блокадницу на квартиру к одинокой женщине и подарил корову. Вскоре навестить свою тетушку приехал племянник - постоялица сразу же приглянулась фронтовику.

- Если бы не мое ранение, может быть, мы никогда и не встретились, - говорит Гавриил Васильевич, с улыбкой поглядывая на хлопочущую у плиты жену.

Он получил тяжелое ранение за двадцать семь дней до Победы - 12 апреля 1945 года, когда шли ожесточенные бои за Вену: при поддержке артиллерии, в которой служил Гавриил Артеменко вместе с двумя родными братьями, советские войска разгромили одиннадцать немецких танковых дивизий. В столице Австрии его раздробленную до кости руку от ампутации спас местный хирург, о котором Гавриил Васильевич до сих пор вспоминает с огромной благодарностью, ведь на восстановление мирной жизни в родной глубинке ему потом потребовались и силы, и здоровье.

Освобождая родные города и деревни, солдат прошагал пол–Европы, пол–Земли. Был награжден двумя медалями «За отвагу», а также «За освобождение Белграда», «За взятие Будапешта» и «За взятие Вены», имеет орден Отечественной войны первой степени, мечтал, как и многие, дойти до Берлина. Но обстоятельства совсем по-другому выстроили его линию судьбы: из госпиталя он попал прямо... в гости к тетушке.

- Свадьба у нас была совсем скромной, - вспоминают счастливые супруги, - из остатков муки, что были в запасах родственницы, напекли блинов, пригласив к застолью немногочисленных гостей.

В гардеробе невесты было тогда два простеньких платьица, а у жениха – только военная форма. Для своего первенца Гавриил Васильевич сам смастерил люльку, и все трое детей, один за другим народившиеся в семье Артеменко, спали на соломенных матрасах и подушках. Подаренная в колхозе корова только и спасала домочадцев от голода. По воспоминаниям Клавдии, выживать в селе тогда было тоже нелегко: вместо хлеба колхозники ели отруби и макуху.

- Даже бланков в сельсовете не было, чтобы зарегистрировать наш брак, так и прожили мы пять лет, как современная молодежь, в «неофициальных отношениях», - смеется Клавдия Иосифовна. – А потом нам эти годы в загсе просто не засчитали в семейный стаж – по закону было не положено...

Спустя время супруги не только получили свидетельство о браке, но и обвенчались в церкви. Хотя и сами понимают, что по-настоящему их брак скрепили, закалили любовь не хуже прочного булата не все эти условности, а годы тяжелого труда, испытания, которые вместе пришлось преодолевать в пору послевоенного лихолетья. Прожив в селе два десятка лет, они с детьми перебрались в город: оба до самой пенсии проработали на нефтеперекачивающей станции, получив звания ветеранов труда. Сегодня у четы Артеменко пять внуков и восемь правнуков, заботами которых они живут, помогая во всем. И, несмотря на возраст, ведут активный образ жизни, радуясь каждому дню: Гавриилу Васильевичу недавно исполнилось 89 лет, Клавдия Иосифовна всего на год моложе мужа, но оба продолжают работать на даче, любят на кухне вместе стряпать вареники и встречать гостей, с удовольствием посещают городские мероприятия. Супруг, по словам хозяйки, трепетно продолжает ухаживать за ней, проявляя не только заботу, но и мужское внимание: бывая в магазине, он обязательно покупает для нее самые хорошие конфеты.

Увидев в парке эту семейную пару, трудно не обратить внимания: Клавдия Иосифовна трогательно поддерживает мужа под руку, оба увлеченно о чем-то беседуют. Склоняя к ней голову, Гавриил Васильевич спокойно и счастливо улыбается...

«В любви да согласии»
Газета «Ставропольская правда»
21 июня 2011 года