08:05, 21 июня 2011 года

Как закреплять молодые кадры в сельских школах

Всего в крае работает около сорока тысяч педагогов, около 22 тысяч - в общеобразовательных учреждениях, и только пять процентов из них - молодежь, имеющая стаж до трех лет. Столь слабый приток новых сил не в состоянии решить остро стоящую проблему кадров: школам нужны еще сотни учителей математики, физики, музыки, физкультуры и т. д. Но и конвейер по подготовке кадров, уверена депутат ДСК ректор Ставропольского государственного педагогического института Людмила Редько, проблемы не решит – это все равно что строить мост вдоль реки. Нужно создать для учителя такие условия, чтобы он готовил кадры для Сколково, воспитывал учеников, ответственных за страну. Пока же только пятая часть выпускников педагогических вузов идет работать по специальности, да и те не всегда приживаются. Не дает результатов и программа «Наша новая школа», в соответствии с которой в школе может работать кто угодно - хоть агроном, хоть космонавт, – лишь бы с высшим образованием. Не привлекает спецов из других сфер мизерная зарплата.

Проблемы идут из центра, считает начальник отдела образования Петровского района Василий Черниговский:

- Печальная статистика: у нас за год три поселка остались без школ, 74 специалиста ушли из системы образования.

И это при том, что в районе очень бережно относятся к педагогическим кадрам - сокращение штатов здесь явление крайне редкое и непопулярное. Хотя и это имеет свои минусы: если в крае зарплата учителя составляет в среднем около 12 тысяч рублей, то в Петровском районе - 6500. Здесь не найдешь специалистов, работающих на две ставки, зато свои полставки люди отрабатывают на совесть.

В районе три года действовала целевая программа профессионального развития молодых специалистов образования. Молодым педагогам выплачивались 10 тысяч рублей подъемных и тысяча к окладу ежемесячно. Это позволило приостановить тенденцию старения кадров: средний возраст учителя составляет менее 41 года, что значительно ниже краевого уровня. Сейчас в сфере образования только 10 процентов педагогов пенсионного возраста – против 17 процентов в крае. Три года подряд представители района становятся призерами и лауреатами краевого конкурса учителей в номинации «Педагогический дебют».

На выездное заседание думского комитета в Благодатное пригласили молодежь, чтобы из первых уст услышать о проблемах. Анна Фролова из села Донская Балка отработала свой первый год. Говорит, хотелось бы побольше времени уделять ученикам, но очень много сил отнимает бумажная работа. К сожалению, ее в избытке достается классным руководителям.

Карьера молодого педагога Надежды Фроловой складывалась вполне благополучно: в селе Шангала молодому психологу даже дали квартиру. Но вскоре ее должность сократили, и пришлось уезжать в город. У учителя Евгения Сабли другая проблема: взяли они с женой ссуду и купили дом. Выплачивать долг с его зарплаты в 6500 рублей очень проблематично. В семье двое детей, но вот абсурд: материнский капитал использовать на погашение ссудной задолженности возможно, если ребенок родился до 31 декабря 2010 года. Чуть-чуть опоздали…

Алла Золотухина несколько подняла настроение участникам заседания, сообщив, что в связи с грядущей федеральной программой по модернизации образования планируется существенное повышение зарплаты педагогов. По крайней мере, она не должна быть меньше, чем средняя в экономике региона.

Разговор о том, как закреплять молодые кадры на селе, продолжился в стенах Светлоградского педагогического колледжа. Для начала гостям предложили ознакомиться с выставкой достижений студентов и преподавателей – медали, кубки, грамоты здесь считают сотнями, и награды есть за что давать. Взять хотя бы мастерскую «Зодчий», руководит которой самобытный мастер преподаватель технических дисциплин Сергей Майоров. Работы юных умельцев известны и на краевом, и на российском уровне, ребята изготавливают масштабные панно, иконы, предметы домашнего обихода: кресла, детские кроватки, качели. Сам Сергей, между прочим, бывший выпускник педколледжа.

В нынешнем учебном году здесь открылось новое отделение, где 25 юношей и девушек получают специальность «изготовитель художественных изделий из дерева». Они учатся оформлять интерьер, изготавливать мебель, предметы быта, сувениры и даже детские игрушки.

- Магазины завалены китайским ширпотребом сомнительного качества, - говорит директор учебного заведения Михаил Баранник, - и мы решили мастерить альтернативные игрушки, они экологически безопасны, к тому же носят познавательный и развивающий характер. Идея, кстати, возникла после разговора с губернатором края Валерием Гаевским на заседании совета при губернаторе по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, состоявшемся в городе Георгиевске в мае прошлого года.

Но пробить новую идею было не так просто – год ушел на согласования, и на днях колледж получит наконец сертификат, позволяющий реализовать игрушки. Строительные конструкторы, массажные дорожки, деревянные часы, игрушку-шнуровку, домики-лабиринты – не виртуальные, а настоящие, дающие хорошую энергетику и ощущение реального мира, - помогут детям развивать мелкую моторику, научат мыслить, фантазировать, строить сказочный мир.

Проблемы трудоустройства, которая, как правило, является головной болью большинства выпускников, в Светлограде не существует. Студенты здесь в основном местные, и большинство из них - от 60 до 90 процентов – возвращаются работать в родную школу. Половина учительского корпуса района, между прочим, училась именно здесь.

Как всегда, учительство держится главным образом на энтузиазме, на призвании – иначе почему Сергей Майоров не бросил своих учеников и не ушел в бизнес, где его рукам не было бы цены? Почему на работу в колледж недавно поступил выпускник Константин Козырев, представитель профессии в третьем поколении – его дед и отец всю жизнь проработали трудовиками в соседнем Апанасенковском районе, где всегда около них собирались мастеровые мальчишки. В общем, с таким талантом надо родиться, и, между прочим, непонятно, как заочно, по результатам ЕГЭ можно набирать студентов – и будущих педагогов в том числе. Похоже, через несколько лет вопросов с кадрами будет значительно больше, чем сейчас. Депутаты, предвидя эту проблему, говорили о том, что следует практиковать в вузах целевые наборы, до 50 процентов - на педагогические специальности, пусть школы рекомендуют.

- Несмотря на то что в Ставропольском крае установлены меры социальной поддержки педагогов, проживающих в сельской местности, - говорит глава администрации Петровского муниципального района Александр Захарченко, - на практике воспользоваться ими в полной мере можно не всегда. Например, многим сейчас компенсация за коммунальные услуги выплачивается по факту, а раньше была установлена фиксированная сумма выплат, вне зависимости от сезона. Серьезную обеспокоенность вызывает техническое состояние образовательных учреждений - только на лицензирование медицинских кабинетов требуется более 15 миллионов рублей – откуда такие деньги в муниципальных бюджетах?

…В общем, по итогам рейда с учетом услышанных на местах мнений депутатам теперь предстоит подумать, как выжить сельской школе, какие меры помогут вернуть престиж профессии, без которой невозможно представить себе наш мир, нашу жизнь. 

«Мост вдоль реки»
Газета «Ставропольская правда»
21 июня 2011 года