Серийный выпуск ё-мобилей начнется в России в 2012 году
Именно постоянное упоминание во всевозможных сочетаниях буквы «ё» в речах, на растяжках и фирменных футболках и придало процессу закладки нового для нашей страны производства непринужденный и развлекательный характер. Хотя, вспомним, и в целом новостные сообщения о скором появлении некоего автомобильного чуда-юда на букву «ё» у многих из нас вызывали только улыбку…
Армия скептиков остается немаленькой. Сомнения по поводу удачной реализации идеи миллиардера Михаила Прохорова вызваны как неоднозначным названием, так и самой концепцией проекта, предполагающей создание альтернативы классическим авто и электромобилям. В это действительно непросто поверить на фоне постоянных и неудачных потуг отечественного автопрома выйти на достойный уровень. Вместе с тем, стоит признать: конечно, не факт, что ё-мобиль ознаменует выход отрасли из тупика, однако проект в случае успешности станет показательным как минимум в плане инновационного курса, взятого отечественной экономикой.
В качестве ключевого аргумента, что идея вполне жизнеспособна и что ее авторам многое под силу, президент группы «ОНЭКСИМ» Михаил Прохоров в разговоре с журналистами привел данные о скорости реализации своего проекта. Так, идея производства «народного автомобиля» публично была озвучена в конце прошлого года, и вот уже с весны демонстрируются экспериментальные образцы, а летом начинается активное строительство завода. Таким образом, к концу 2012 года должно начаться серийное производство ё-мобилей.
Первыми российское ноу-хау встретят петербургские дороги. Как прозвучало на церемонии закладки завода «Ё-авто», Северная столица изначально рассматривалась как главный претендент на размещение первого ё-производства. И не только потому что Питер за последние годы уже накопил солидный опыт строительства автозаводов. Есть и личностный фактор: ё-проект явно пришелся по нраву руководству города. В максимально короткие сроки будущее производство получило прописку в индустриальном парке «Марьино», став его резидентом вместе с другим уникальным для России прохоровским проектом по производству грузовых вездеходов «Яровит».
- Когда представляли ё-мобили, я посидела во всех типах. И говорю искренне и честно: мне нравится идея, мне нравится дизайн. Это будет экологически и экономически чистый автомобиль, – рассказала журналистам губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, упомянув также о своей симпатии к креативному названию. Буква, отметила она, «родилась в Петербурге, в академии наук», и является седьмой в алфавите, а это число традиционно считается счастливым.
Группа «ОНЭКСИМ» потратит на строительство завода более 6,5 млрд рублей. Создатели ё-авто, считая свою разработку одной из самых прогрессивных и доступных для масс, не намерены ограничиваться Питером. Планируемый объем производства на первых порах – 45 тысяч машинокомплектов, из которых 20 тысяч будет использоваться для выпуска ё-автомобилей в Санкт-Петербурге, столько же – на сборочных заводах в регионах. Еще пять тысяч комплектов будут предназначены для сервисного обслуживания. Сейчас продолжаются переговоры с потенциальными партнерами, в ходе которых должны определиться новые производственные площадки. Не исключено, что одной из них может стать московский ЗИЛ. В то же время большого количества сборочных точек не планируется. Как прозвучало, конструкция ё-мобиля проста, потому для его сборки в идеале будет достаточно обычной сервисной станции. И это также в числе прочего должно позволить производителям «народного автомобиля» без труда встроиться в существующие дилерские сети. Создавать с нуля мы таковые не намерены, сообщил гендиректор завода «Ё-авто» Андрей Бирюков.
Стоимость «народного авто» в зависимости от комплектации будет колебаться от 320 до 490 тысяч рублей. К слову, из почти 120 тысяч собранных за короткий промежуток времени предварительных заявок более 80 процентов заказчиков выбрали ё-кроссовер. Именно он в 2012 году сойдет с конвейера первым. Следующая модель последует примерно через полгода, и еще решается, что это будет – микровэн или фургон. Отметим, что все модели будут оснащаться бензиновыми и газовыми двигателями. Основная же «фишка» в следующем: уменьшить расход топлива и объем вредных выбросов, увеличив при этом КПД, на новых авто должны будут специальные накопители энергии.
Кстати, производители ё-мобиля уже всерьез рассматривают амбициозные идеи об их экспорте:
- Продукт вполне конкурентоспособен, – утверждает М. Прохоров. – Чтобы конкурировать с большими концернами, не обязательно тратить десятки миллиардов долларов. Достаточно запустить потенциал нашего народа. И вот в этом автомобиле уникально именно то, что более 20 решений – самых сложных и уникальных – были сделаны нашими инженерами.
К слову, нестандартность названия будущих автомобилей обусловила и формат торжественного мероприятия: М. Прохоров и В. Матвиенко вместо первого камня завода заложили капсулу, точнее – по специальному желобу запустили ее под землю. Когда она исчезла из вида, небо украсил салют.
Напоследок хочется добавить вот что. К пока еще режущему наш слух названию «ё» мы, конечно, постепенно привыкнем. А вот интересно, есть ли у бренда шанс со временем стать узнаваемым, как, к примеру, буква «i», с которой начинаются названия очень многих гаджетов, выпускаемых западными компаниями мирового уровня?
* * *
Безусловно, церемония не могла еще раз не навести на мысли о возросшей в последнее время степени медийности российского миллиардера Михаила Прохорова. Красочная картинка в телевизоре и многочисленные интервью в российской прессе, по всей видимости, стали политической необходимостью. Что связано с ранее прозвучавшими заявлениями о его готовности возглавить партию «Правое дело». Однако практически все вопросы журналистов о политической карьере М. Прохоров на закладке «Ё-авто» оставил без комментариев, ограничившись лаконичным приглашением: «25 июня съезд партии, приходите и все увидите». Хотя, отвечая на вопросы о будущем бизнеса, оговорился, что вполне готов перепоручить его своей команде: мол, профессиональный коллектив с делами справится, а «партия здравого смысла» (как планирует Прохоров позиционировать «Правое дело») требует времени и сил…
16 июня 2011 года