Химическая кастрация педофилов не решает проблемы
В современной России только ленивый не обсуждает проблему педофилии и не задается вопросом, как с ней бороться. Одна из самых популярных тем – химическая кастрация. С таким предложением борцы с названным злом уже вышли на Президента России Дмитрия Медведева. Который, впрочем, не поддался волне популизма и ответил достаточно разумно:
- Наказание должно быть максимально строгим. Государство должно применять все меры воздействия, а либеральный подход здесь абсолютно неприемлем. Предлагаю обсудить эти меры, включая медикаментозное воздействие на таких лиц, инъекции, которые блокируют действие гормонов.
Пока президент обсуждает и думает, давайте попробуем разобраться с проблемой сами. Вернее, с помощью специалистов – врачей Ставропольской краевой клинической психиатрической больницы № 1. Что же такое педофилия – болезнь, извращение?..
Врач-психиатр, судебно-психиатрический эксперт Ирина Козлова считает, что педофилия (ее еще называют инфантосексуализмом и падерозией) – это сексуальное отклонение, проявляющееся в стремлении к сексуальным действиям с детьми. По сути, это психическое заболевание. Оно характеризуется нарушением сексуально-волевой сферы, при котором происходит нарушение психосексуальной ориентации по возрасту объекта. Предпочтение отдается детям препубертатного (периода полового созревания) или раннего пубертатного возраста.
Педофил может «любить» ребенка определенного пола (девочек или мальчиков), а может – детей обоих полов. По большому счету, пол ребенка не имеет особого значения, поскольку детское тело – тело с признаками незрелости – составляет истинный сексуальный стимул, подобный роли фетиша. Педофилия весьма редко встречается у женщин. Не относят к ней и разовую детскую любовь к своему полу в детсадовском возрасте.
- Обязательным условием для установления диагноза педофилии, – продолжает Ирина Козлова, – является достижение 16-летнего возраста субъекта и наличие пятилетней разницы с объектом сексуальных домогательств. Основой для формирования педофилии служат ретардация, то есть задержка психосексуального развития, нарушение коммуникации с лицами другого пола, мешающие нормальной половой жизни, и психические расстройства.
Есть, скажем так, и статистика педофилии по возрасту. Оная проявляется у подростков, тридцатилетних мужчин и пожилых. Но это вовсе не означает, что нет исключений из правил. Но эти годы как бы критические. Среди подростков, например, основную часть составляют те, кто из-за задержки психосексуального и эмоционального развития не может наладить контакт со сверстницами и ухаживать за ними. В группе тридцатилетних мужчин преобладают женатые, но не сумевшие устроить свои сексуальные и эмоциональные отношения в семье, они получают половое удовлетворение в «игре» с девочками, потому что не рискуют пойти на близость со взрослыми женщинами. Среди пожилых часто встречаются одинокие и страдающие половыми расстройствами лица, которые используют «общение» с детьми для стимуляции угасающей сексуальности. Во всех этих случаях педофилия создает некий «шанс» для этих людей, как ни прискорбно это констатировать.
По статистическим данным сексуальной психофизиологии, тело малолетних незрелых девочек представляет сексуальный раздражитель для мужчин, которые в обыденной жизни не проявляют ни поведенческих, ни сексуальных отклонений. Но, несмотря на такой стимул, лишь незначительная часть мужчин предпринимает сексуальные действия в отношении девочек.
– Педофилия существовала всегда или это «приобретение» современного мира? – этот вопрос адресую главному психиатру края кандидату психологических наук, заслуженному врачу РФ Игорю Былиму.
- Всегда, – говорит он, – но подход и отношение к ней были различными в соответствии с различием эпох и социокультурных слоев. Ее сурово запрещали в некоторых странах (особенно гомосексуальную), но прославляли в Древней Греции. В других странах к ней относились терпимо или даже обязывали к ней. В странах восточных культур такие отношения с девочками не преследовались и рассматривались как нормальные, и даже в ряде стран Европы девочка могла вступить в брак в возрасте 11-12 лет. Так что – о времена, о нравы…
Врачи различают истинную и заместительную педофилию. Истинная диагностируется в том случае, когда предпочтительным сексуальным партнером является ребенок и сексуальная активность проявляется исключительно в отношении детей. Эта форма встречается весьма редко и бывает стойкой, если формируется на фоне преждевременного полового развития. Случаев излечения истинной педофилии в научной литературе не описано.
Заместительная педофилия возникает тогда, когда предпочтительным сексуальным парт-нером является взрослый человек, но в силу затруднения или невозможности сексуального контакта с ним удовлетворение половых потребностей ограничивается сексуальными действиями с детьми. К этой же разновидности относят случаи, когда сексуальные действия с детьми становятся единственным проявлением сексуальной активности и продолжаются длительное время. В таких ситуациях врачи отмечают как факторы формирования заместительной педофилии ослабление тормозных психических механизмов (в старческом возрасте оно, например, связано с атеросклеротическими и атрофическими процессами в головном мозге). Трудности в подборе сексуального партнера испытывают и неуверенные в себе психопаты, отличающиеся слабыми социальными связями невротики, импотенты, лица с психическими и физическими отклонениями.
Педофил – это не столько насильник, сколько развратник, показывающий, например, порнографию, демонстрирующий гениталии. Но если педофилия сочетается с садизмом и гомицидом (убийством), то это особенно опасно.
– Игорь Анатольевич, в общепринятом представлении педофилия – это любые сексуальные действия с детьми. Это так?
- Не совсем так. В научном понимании педофилия (от «paides» – ребенок, дитя) – это сексуальное влечение к объекту, у которого не сформировались вторичные половые признаки. Другое же сексуальное извращение, направленное на объекты, у которых такие признаки сформировались, называется эфебофилией (от «ephebos» – юноша). Вот таких среди мужчин и женщин 50 на 50. В основе формирования этого извращения лежат практически те же принципы, что и при педофилии, но они имеют более стойкий характер, более социально завуалированы и в социальном плане более опасны, так как вроде бы они «более позволительны». Но их развратный характер растлевает души подростков и детей, которые порой идут на такой шаг движимые наживой.
– Болезнь ли педофилия и эфебофилия? Можно ли их лечить?
- Это не вирус и не хроническая сердечная недостаточность, при которых есть четкий перечень препаратов, позволяющих избежать смертельных последствий. Вне всякого сомнения, это психические заболевания, имеющие свои градации, при которых используются разные способы лечения. Нужно четко понимать, что все влечения и эмоции формируются в специальных отделах головного мозга, которые, несмотря на то что тщательно исследуются наукой, полностью не изучены. Так что не на все вопросы мы имеем ответы. Методов лечения истинной педофилии в настоящее время нет.
– А заместительные формы (видимо, они чаще встречаются у преступников) лечить можно?
- Лечить нужно основное заболевание – социофобии, неврозы, психопатии с сексуальными компонентами, импотенцию, атеросклероз. Этим занимаются психологии, психиатры и психотерапевты. И вовсе не обязательно ехать в Москву – у нас в крае есть куда обратиться. При педофилиях и эфебофилиях человек сам осознает свое «неправомерное» влечение, но часто не знает, куда ему идти со своими проблемами. При нашей больнице существует, например, кабинет психологической помощи, куда можно обратиться анонимно по телефону 56-04-74.
А кто же те, кто насилует и развращает детей? Понятно, они преступники. Но больные ли? Ирина Козлова провела сотни экспертиз, которые назначают судебно-следственные органы по «сексуальным» преступлениям с малолетними. Она убедилась, что большинство преступников – люди вменяемые и отбывают срок лишения свободы в исправительных учреждениях, а не в больнице.
Как их лечить?
- Если же человек, – говорит И. Козлова, – по решению суда (и только по решению суда) признан невменяемым – в соответствии с заключением судебно-психиатрической экспертизы, – что бывает крайне редко, то ему назначают принудительное лечение в психиатрическом стационаре. Но и в этом случае врачуют основное заболевание – психопатию, церебросклероз, другие психические расстройства. Потому что симптомы педофилии встречаются в рамках тяжелых хворей психического характера. Так что подытожим: педофилия – психическое расстройство, основным критерием которого является нарушение в эмоционально-волевой сфере и сфере влечений, к которым в зрелом возрасте могут добавиться нарушение и угасание половой функции и возрастные нарушения в коре и подкорковых структурах головного мозга.
Сложное определение. Но все обстоит именно так. А что же с химической кастрацией, которую предлагают ввести в России? Станет ли она панацеей от всех педофильных бед? Нет, не станет, считают специалисты.
- Подавленная эректильная функция, – продолжает Ирина Козлова, – вовсе не означает, что исчезнет само желание.
Вот и руководитель лаборатории судебной сексологии Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В. Сербского Андрей Ткаченко отмечает, что химическая кастрация в ряде случаев может оказаться неэффективной.
- Эта мера может назначаться только по определенным медицинским показаниям. Огульно же назначать ее всем подряд педофилам, даже на добровольной основе, с медицинской точки зрения, необоснованно, – сказал он «Интерфаксу».
Назначение химической кастрации должно осуществляться только подготовленными врачами, предостерегают специалисты. Сегодня таких врачей единицы. Для ее проведения в массовом порядке, видимо, должна быть создана система медучреждений с соответствующими кадрами, а это потребует серьезных финансовых вложений.
Андрей Ткаченко утверждает, что химическая кастрация в России уже применяется по отношению к ограниченному числу лиц, которым суд назначает принудительное лечение, а врачи видят для этого соответствующие показания. То есть у человека должны быть выявлены определенные психические расстройства в виде патологического влечения. Но так называемая антиандрогенная терапия не является единственно возможным методом для всех случаев, так как лишь косвенно влияет на расстройство влечения, считают специалисты. Тем более что эффект от медикамента не является необратимым, он действует только на период его приема.
Отметим, что у врачей, психологов и законодателей существуют разные взгляды на проблему химической кастрации и борьбы с педофилией. Педофилия – болезнь, это однозначно. Следовательно, эти люди нуждаются в лечении. Многолетнем, дорогостоящем, на которое денег в России нет. А что общество им предлагает? Только наказание… А оно, как показывает практика, приводит к рецидивам.
На мой взгляд, очень точно обозначил проблему и. о. секретаря отдела внешних церковных связей Московского патриархата священник Георгий Рябых. Он усомнился в том, что кастрированный педофил станет менее опасным для общества:
- Недуг находится не ниже пояса, а в голове человека, поражая его сознание и внутренний мир.
Такого же мнения придерживался, помнится, и булгаковский профессор Преображенский, который говорил, что «разруха не в клозетах, а в головах»…
* * *
Наша справка: мировая практика
Химическая кастрация для педофилов и насильников применяется в ряде европейских стран и в некоторых американских штатах.
В США химическая кастрация как вид наказания для педофилов применяется в Калифорнии, Флориде, Джорджии, Техасе, Луизиане, Монтане и некоторых других штатах. Химическая кастрация там принудительная. Кроме того, действует «закон Меган» (по имени семилетней Меган Канки, изнасилованной и убитой педофиломрецидивистом): осужденные за преступления в половой сфере американцы вносятся в общенациональный список и регистрируются по месту жительства.
Во Франции с 2005 года насильникам начали давать химические препараты, чтобы снизить число рецидивов преступлений на сексуальной почве. В 2007 году президент Николя Саркози объявил о целой серии мер, призванных обуздать педофилов. В случае если насильник будет признан опасным для общества, то его направят в специализированное учреждение. Здесь, в спецклинике тюремного типа, у педофила будет альтернатива: или согласиться на химическую кастрацию, или остаться в ее стенах навечно.
В Германии, где добровольной кастрации подвергаются до 6 насильников в год, цифры говорят о том, что если у отпущенных на волю педофилов шанс повторного преступления составляет 84 процента, то после кастрации всего три.
В Италии кастрировать мужчин, осужденных за изнасилования, предлагала ультраправая «Лига Севера», представившая соответствующий законопроект на рассмотрение парламента. Этой инициативе предшествовала серия изнасилований, совершенных на севере Италии предположительно нелегальными иммигрантами. Эта инициатива, однако, подверглась жесткой критике и принята не была.
В 2004 году аналогичная кампания началась в Израиле. Тогда Иерусалимский суд приговорил преступника к 4 годам тюремного заключения, после отбывания которого рекомендовал сделать ему химическую кастрацию для подавления сексуального влечения. Министерство юстиции Израиля подготовило проект закона, однако он не получил одобрения в министерстве финансов. Эксперимент проводится в рамках пилотного проекта министерства здравоохранения Израиля и управления тюрьмами.
В 2007 году МВД Великобритании выступило с инициативой применения к насильникам и педофилам методов медикаментозной стерилизации. Об этом объявил в парламенте министр внутренних дел Соединенного Королевства Джон Рид. Согласно исследованиям МВД, в странах, практикующих химическую кастрацию, количество преступлений против детей снизилось на 50 процентов.
15 июня 2011 года