Пути спасения наркобольных и опыт реабилитации обсудили на Ставрополье ведущие специалисты
- Наша работа – это постоянный поиск, - напомнил в начале встречи гость. - Прошло то время, когда нарколог сидел в кабинете и ждал, когда к нему придет пациент. Сегодня нужно постоянно искать пути взаимодействия с различными организациями и структурами, чтобы спасать людей.
Главный нарколог страны подробно рассказал ставропольским коллегам, как устроена помощь наркозависимым в столице. Пошаговая система, включающая профилактику, медпомощь и реабилитацию, действует в Москве с 2003 года, а с 2009-го рекомендована министерством для других регионов. Для спасения наркобольных используется бригадный метод: с каждым пациентом занимаются врач, психолог, социальный работник и консультант из числа бывших наркоманов.
- Эти люди имеют большой личный опыт, - рассказывает Е. Брюн, - мы помогаем им получить образование и принимаем на работу. Наглядный пример консультантов повышает мотивацию больных.
Большое значение в этой системе имеет профилактика – медицинская, когда выявляются генетические факторы риска, и вторичная, т. е. работа с организованными коллективами – в школах, вузах, на предприятиях.
- Наши специалисты у людей ищут не наркотики, а антитела к ним, - объясняет представитель Минздрава. – Этот метод эффективнее, поскольку дает положительный результат, даже если обследуемый последний раз употреблял наркотик несколько месяцев назад.
Важно, что после тестирования молодых людей не ставят на учет – специалисты работают индивидуально с каждым, кто пробовал или продолжает употреблять отраву.
Около 10-13 процентов московских старшеклассников и 15-30 процентов студентов имеют опыт употребления наркотиков. Схожие показатели и на Ставрополье, отметила главный нарколог края Наталья Быкова. Однако не все руководители учебных заведений готовы идти навстречу медикам: для многих престиж дороже жизни и здоровья молодых людей.
- Нет ответственности и среди работодателей, профсоюзов, - подчеркнул Е. Брюн. – В этом мы существенно отстаем от Запада, где за ценного сотрудника руководство борется, оплачивая лечение от алкоголизма и наркозависимости. Тестирование на наркотики в ряде стран обязательно, а в некоторых даже без закона все осознают его необходимость.
Ставропольских наркологов интересовала позиция московского коллеги по поводу предложения Госнаркоконтроля ввести принудительное лечение наркоманов.
– Не думаю, что это принесет положительный результат, - считает Е. Брюн. - Среди больных немало людей, которые идут навстречу медикам. Если их заставлять лечиться, эффект будет обратным.
Во время встречи наркологи обсудили закрытие медвытрезвителей, которое прибавило работы их службе. Как рассказала Н. Быкова, людей, находящихся в наркотическом или сильном алкогольном опьянении, сотрудники скорой помощи или полиции теперь привозят в краевой наркологический диспансер. Между тем в диспансере нет даже реанимации, чтобы оказать помощь таким пациентам. Е. Брюн предложил взять за основу столичный опыт.
- Между департаментом здравоохранения и ГУВД было заключено соглашение. В инструкции четко прописаны действия полиции в отношении таких правонарушителей. Чаще всего ими занимается скорая помощь, а не наркологические центры.
Говорили и о реабилитации наркозависимых, без которой выздоровление невозможно. Необходимо взаимодействие наркологов с группами анонимных алкоголиков и наркоманов, согласились участники встречи: есть опасность, что после лечения пациент вернется в ту же среду, которая сделала его зависимым. Больного нужно передавать из рук медиков в руки таких групп поддержки, отмечали специалисты. Другой важный фактор – трудоустройство. В некоторых регионах, например в Москве, службы занятости населения работают с бывшими наркозависимыми, помогая в устройстве на работу или получении профессии. Неплохо бы наладить такое сотрудничество и на Ставрополье, согласились участники встречи.
Сегодня в России работают тысячи реабилитационных центров, немало из которых называют себя благотворительными, при этом они буквально обирают семьи больных. Их эффективность, считает Е. Брюн, очень мала. По его мнению, все такие организации должны иметь медицинскую лицензию, что в скором времени будет установлено соответствующим постановлением министерства.
27 мая 2011 года