Быть ли ставропольскому хлопку: вышла в свет новая книга Алексеся Абалдова
- В 30-х, 50-х годах минувшего века эта культура, возделываемая в крае, почти полностью была неорошаемой. Сорта хлопчатника были поздними, завезенными из среднеазиатских республик, они вызревали в лучшем случае до наступления осенних заморозков, что, конечно, минус. Крайне слабой оставалась механизация производства. Средняя урожайность хлопка-сырца в те годы колебалась в пределах четырех-шести центнеров с гектара. И тем не менее производство отечественного хлопка укрепило экономику и обороноспособность страны в предвоенные и послевоенные периоды.
С 1993 года Прикумская опытно-селекционная станция СНИИСХа и Всероссийский НИИ овощных и бахчевых культур Астраханской области возобновили исследования по возделыванию хлопчатника на поливных и богарных землях Юга России на новой основе: вместо случайных позднеспелых сортов использовались скороспелые и урожайные отечественной селекции. Только ставропольские селекционеры за последние 15 лет вывели пять скороспелых сортов с урожайностью в условиях орошения 20-25 ц с га и 12-15 ц – без полива. Качество волокна удовлетворяет запросам текстильной промышленности. Ряд новых сортов вывели ученые Краснодарского края.
Возрождение российского хлопчатника - дело не только ставропольских аграриев. Оно будет идти более эффективно при кооперации регионов Северо-Кавказского и Южного федеральных округов. Безусловно, необходима господдержка. Наши бизнесмены признают только «короткие» деньги с быстрой отдачей. Государственные инвестиции повлекут за собой и частный капитал. Ведь помимо политических и экономических эффектов развитие хлопководства имеет важное социальное значение – создание тысяч рабочих мест в напряженных сельских районах Северо-Кавказского и Южного федеральных округов. Кроме прямого финансирования возможно долевое участие государства в создании хлопкозаводов. Существует международный опыт, когда предоставляются налоговые льготы инвесторам либо регулируются закупочные цены на хлопок-сырец путем дотаций, например, в Греции, Испании, США.
- Каковы основные предпосылки для возрождения хлопководства, в частности, на Ставрополье и Юге страны?
- Это изменение климатических факторов: тепла и влагообеспеченности. Доказано, что потенциал площадей, пригодных для хлопчатника, в крае составляет не менее 100 тысяч гектаров, а на Юге России – до 500 тысяч. Существующие цены позволяют говорить о высокой рентабельности: за тонну средневолокнистого хлопка-сырца платят 1300-1400 долларов США.
- Мы сейчас говорим о возрождении хлопководства как о новой акции. Но ведь совсем недавно такая программа уже принималась. Причем вы в тот период работали директором Прикумской опытно-селекционной станции и были руководителем хлопковой программы. Почему она застопорилась?
- Программа была принята на региональном уровне весной 2001 г. и действовала до 2009 г. Она предусматривала разработку научного обеспечения промышленного хлопководства, освоения в степной зоне края до 15 тыс. га неорошаемого хлопчатника. Предусматривалось строительство небольшого хлопкоперерабатывающего завода годовой производительностью 10 тысяч тонн. В программу входило приобретение за рубежом хлопкоуборочных комбайнов. Всего на нее из краевого бюджета предполагалось выделить до 200 млн рублей. Реально же поступило всего 14 млн рублей. Прикумская станция своих собственных средств потратила около 6 млн рублей.
- Ставропольский край был одинок в разработке программы «Российский хлопок»?
- Желание вернуть хлопок на поля Юга России было у ученых и производственников и в соседних регионах. Первый проект федеральной хлопковой программы был разработан еще в 1995 г. под руководством крупнейшего селекционера профессора А. Касьяненко из Краснодара и бывшего директора ОАО «Югтекс» А. Семикина. Проектом, рассчитанным на 5 лет, предусматривалось довести площадь посева до 500 тыс. га и обеспечить валовой сбор хлопка-сырца до 1 млн тонн в год. Весной 1996 г. проект передали в Правительство РФ, но утвержден он не был.
Второй вариант федеральной целевой программы подготовили специалисты Астраханской области под эгидой департамента сельского хозяйства. В отличие от Краснодарского и Ставропольского краев, Дагестана, где хлопок планировалось выращивать на богаре, в Астраханской области для него отводились только орошаемые земли. К сожалению, и краснодарский, и астраханский, и ставропольский проекты остались без финансирования, реализованы не были.
Однако будем оптимистами, и, возможно, скоро мечта многих женщин о веселом ситцевом платье из качественного российского сырья сбудется..
15 апреля 2011 года