Пятигорский краевой театр оперетты.

Пятигорский краевой театр оперетты.

Так, высокий уровень нынешнего состава вокалистов позволил поставить весьма серьезную вещь – оперу Д. Верди «Травиата», а балетная труппа показала полноценный хореографический спектакль «Вальпургиева ночь» на музыку Ш. Гуно. И уж несомненно большим успехом пользуются у зрителей мюзиклы. В этом сезоне театр обратился к самым, можно сказать, истокам своего жанра – двум одноактным комическим операм Жака Оффенбаха.

Полтора века назад во Франции ярмарочный театр усилиями этого великого музыкального насмешника под крышей его парижского театра «Буфф-Паризьен» начал ставить одноактные разговорно-музыкальные маленькие шедевры. Веселые, пикантные «пустячки» он сопровождал мелодиями такого уровня, что они становились «большим искусством малых форм» и получили название «комические оперы».

– Ну вот, в театре оперетты – и вдруг опера, – проворчал, наверное, заядлый любитель оперетты, узнав о предстоящей премьере.

– Что за невидаль: опера – да еще и комическая, – поморщился, быть может, другой.

Да, были опасения и риск, что афиши спугнут и тех, и других. Но директор – художественный руководитель театра заслуженный работник культуры Светлана Калинская и молодой режиссер-постановщик Сергей Калашников верили в своего зрителя до конца. Как и в волшебную силу искусства, конечно. И зритель, окунувшийся в праздничную музыку и комедийные ситуации, сумел по достоинству оценить динамичный спектакль, «начиненный» режиссером всевозможными забавными «интригами», «конфликтами» и «страстями».

Сложная задача стояла перед дирижером-постановщиком заслуженным артистом Грузии Львом Шабановым. Он располагал только клавиром одного из произведений и смело взялся оркестровать его, учитывая возможности своих музыкантов (задача, сравнимая, например, с восстановлением оригинала Шекспира по одним лишь подстрочникам). По этому же клавиру концертмейстер заслуженный работник культуры Элеонора Горбенко вдохновенно трудилась над распевами голосов всех персонажей, сводила их в ансамбли, которые, по замыслу Оффенбаха, должны были создать атмосферу музыкального пиршества. И зазвучали ансамбли, какие не в каждой опере можно встретить.

– Музыка Оффенбаха при всей ее кажущейся легкости требует великолепного вокала, точных интонаций, строгого ритма, чувства ансамбля, слитности с оркестром, – говорит главный дирижер театра Л. Шабанов. – Вокалисты должны обладать высоким уровнем мастерства.

Что ж, всем этим качествам вполне отвечают молодые вокалисты, в первую очередь сопрано, ставшие истинным украшением спектаклей. А постановки с их участием можно назвать молодежными.

…Итак, молодожены поссорились на свадьбе, невеста убежала в свою комнату, а там – о боже! – мужчина, спустившийся по каминной трубе от любовницы, к которой нагрянул ее муж. Испуганная невеста, боясь впустить молодожена, запирается. Если бы она знала, что получится из такой предосторожности... Так закручивается сюжет «Ключа на мостовой». Исполнительницы главных ролей – невесты Сюзон и ее подруги Розиты (Юлия Сивкова и Оксана Клименко) составили превосходный артистический и вокальный ансамбль, который до самого финала держит зрительный зал в восторженной эйфории. Вместе с ними успех, безусловно, разделяют Алексей Яковлев (Флорестан, нечаянный «гость» Сюзон ) и Вячеслав Ткаченко (молодожен Мартен).

Кстати, Оксане Клименко довелось тем же вечером сыграть еще одну главную роль – Эрнестины, дочери хозяина парижской обувной лавки Шуфлери в «Званом ужине с итальянцами». Шуфлери (заслуженный артист России Николай Смирнов) возжелал стать мэтром и открыл музыкальный салон, где должны были выступать заезжие итальянцы. Но итальянцев все нет, а гости уже съезжаются! Эрнестина влюблена в бедного музыканта Бонифаса (Александр Нестеренко), но не находит в этом поддержки у отца. Блестящую игру Н. Смирнова, лавирующего в очередной пикантной ситуации, ловко подыгрывающего всем Дмитрия Патрова в комической роли слуги Поля сопровождали неоднократные взрывы смеха в зале и аплодисменты.

Кульминацией спектакля стал музыкально-танцевальный апофеоз, в котором хор гармонично переплетался с голосами солистов (хормейстер Светлана Волынкина), красивый балет смотрелся вполне достойным великой музыки (балетмейстер Татьяна Шабанова), и всех объединял слаженный оркестр (дирижеры Лев Шабанов и Василий Ремчуков). Праздничную атмосферу на сцене прибавляли декорации и костюмы «в стиле эпохи» (сценограф Инна Августинович). Бурные овации переполненного зала показали, что новый для многих жанр комической оперы примирил-таки всех поклонников оперетты.

P.S. Кстати, совсем скоро – в двадцатых числах мая – Пятигорская оперетта собирается порадовать и публику краевого центра. А в Ставрополе у веселого жанра тоже немало преданных ценителей, уже живущих предвкушением этой встречи.

«Пустячок» от Оффенбаха / Газета «Ставропольская правда» / 8 апреля 2011 г.