Канатный транспорт – самый экономически выгодный и безопасный.

Канатный транспорт – самый экономически выгодный и безопасный.

Вот что сегодня может предложить человеку инженерная мысль для передвижения по суше и над ней: железнодорожный транспорт, автомобили, авиацию, высокоскоростные железные дороги, поезда на магнитном подвесе, монорельс, троллейбус, скоростной трамвай, рельсовый автобус, струнный транспорт, канатные дороги. Всего 11 направлений. Вместе с разновидностями (экраноплан – самолет с укороченными крыльями для полета в тоннеле, электромобиль и т.д.) наберется около 200 идей. У каждой свои достоинства и недостатки, некоторые представляют интерес лишь в качестве иллюстрации того, насколько дерзкой может быть изобретательская мысль.

Самое же печальное то, что ни один вид существующего транспорта не удовлетворяет сегодняшним требованиям, где должны сочетаться экологичность, безопасность, скорость, низкая энергоемкость, дешевизна. Постоянные пробки на дорогах, загазованность улиц, аварийность и прочие неудобства городского передвижения создают массу проблем, а порой и угроз. Но проблема решаема. Чтобы избежать пересечения транспортных потоков в городе, необходимо подняться на второй уровень, использовать канатный транспорт с отцепляемыми кабинами.

Канатные дороги давно уже применяют в Канаде, США, Германии, Австрии, Франции. Отцепляемые вагоны с пассажирами передвигаются по стальным канатам, закрепленным на соответствующих опорах. Конструкция достаточно дешевая (1,5—2 млн долл./км), скорость до 50 км/час. Подвесные дороги обладают целым рядом преимуществ перед существующими видами транспорта. Среди них минимальное воздействие на окружающую среду, поскольку выброс вредных веществ отсутствует, низкий шумовой эффект, небольшие энергозатраты. К тому же для прокладки магистрали требуется не более 0,1 га земли на один километр трассы и не нужно сооружать насыпи, выемки, тоннели. А себестоимость перевозки находится на уровне современных пригородных электропоездов. Стоимость строительства трассы с инфраструктурой в 2 – 5 раз дешевле современных железных и автомобильных дорог.

Канатный транспорт – самый экономически выгодный и безопасный. Такие дороги можно использовать, когда экономически нецелесообразно сооружение мостов и тоннелей. В Лондоне, Милане, Каире функционируют подвесные канатные дороги, предназначенные для разгрузки сильно застроенной деловой части этих городов.

Российскими специалистами тоже предложен ряд проектов, позволяющих улучшить транспортную инфраструктуру путем внедрения в нее подвесных дорог. Предлагается использование канатной дороги, проходящей вдоль прибрежной полосы в Сочи от морского порта до пансионата «Жемчужина». Аналогичный проект предполагает использование канатной дороги в Санкт-Петербурге при транспортировке пассажиров вдоль набережной Невы. Для перевозки людей к месту их работы на разрезе Коркинский в Челябинской области предложена подвесная канатная дорога с четырехместными гондолами. Использование канатных дорог в качестве транспортной системы при посещении различных выставок и парков развлечений реализовано в «Сафари-парке» в Геленджике. Проект реализован. При посещении развлекательного комплекса туристы имеют возможность, поднимаясь на канатной дороге, наблюдать животных, обитающих на территории комплекса в среде, приближенной к естественной природе. В Ростове предложен проект канатной дороги, соединяющий центр города, расположенный на правом берегу Дона, с популярными местами отдыха на левом берегу. Только в районе Сочи к 2014 году запланировано построить около 100 канатных дорог.

А почему бы и в Ставрополе не появиться «воздушному метро» по аналогии с тем, проект которого принят в Сочи? Проект может быть с такими технико-экономическими показателями. Первый участок мог бы соединить центр города Ставрополя и северо-западный район. Первая станция – Крепостная гора, вторая – район Брусневского рынка. Высота опорных станций 5 – 10 м. Протяженность – около двух километров. Средства перемещения пассажиров – вагоны вместимостью 35 человек. Примерная пропускная способность такой дороги составляет около 800 чел./час. Второй участок – пассажирская подвесная канатная дорога кольцевого типа с отцепляемыми вагонами, состоящая из двух станций высотой 40 м, установленных на пересечении улиц Шпаковская – Доваторцев и улиц Артема – Ленина (в районе крайдрамтеатра). Башни оборудованы лифтами. Приемлемо продление ее до Южного рынка. Возможна промежуточная станция в районе улиц Лермонтова – Толстого.

Как показывает мировая практика, срок окупаемости аналогичных проектов 3-4 года. Такие дороги позволят частично решить транспортные проблемы краевого центра, свяжут северо-западную, юго-западную и центральную части города, значительно разгрузят улицы от обычного транспорта, а также предоставят жителям пассажирские услуги с новым уровнем комфортабельности, транспортной и экологической безопасности.

На КМВ, в частности в Пятигорске, также возможно строительство «воздушного метро» над центральной частью города, где затруднено применение автомобилей и автобусов. Этот проект позволит значительно улучшить экологию курорта. Реализация таких проектов соответствует Транспортной стратегии России, в которой поставлена задача уменьшить влияние грузового, общественного и личного транспорта на экологию, снизить энергоемкость, обеспечить доступность и качество транспортных средств.

Даешь «воздушное метро»! / Газета «Ставропольская правда» / 8 апреля 2011 г.