Буллинг – жестокость в детской среде. Как с ней бороться?
Все выступавшие подчеркивали: число страдающих от того или иного вида насилия детей и подростков растет, тенденция эта общемировая, и Россия не исключение. Не исключение, увы, и наш край. Необходимо поэтому выстраивать систему как профилактики этого явления, так и помощи несовершеннолетним жертвам жестокого обращения.
Главная ценность совещания, на мой взгляд, состояла в том, что перед педагогами, психологами, специалистами по охране прав детей, руководителями детдомов и интернатов выступили не только представители правоохранительной системы, медики и другие практики, но и ученые, глубоко рассмотревшие тему в ее современных тенденциях. Причем речь шла не только о «видимых миру слезах» – когда ребенок стал явной жертвой избиения или другого физического насилия, но и о той подводной части семейного или школьного «айсберга», когда насилие выражается в эмоциональном давлении, в унижении достоинства маленького человека, в том, что родители или учителя уверены: пока он маленький, у него нет права высказывать свои мнения и желания. Доказано, что это также извращает дальнейшее развитие ребенка.
Ирина Игропуло, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии и педагогики СевКавГТУ, сообщила о явлении, которое в психологической литературе последнего времени получило название «буллинг» – жестокость в детской среде. «Буллинг» – это травля ребенка сверстниками, и встречается не только в школе или детдоме, но сегодня даже и в детском саду. Еще одна тенденция: если десять лет назад мальчишеские группы проявляли физическую жестокость – избивали жертву, а девочки применяли косвенное, вербальное унижение, то сегодня в проявлении физического насилия обе группы почти сравнялись.
Жестокость дети, как правило, приносят из семей, где физические наказания или эмоциональное давление не считаются чем-то зазорным. Следствием этого становится принятие ребенком роли либо «палача» (тогда он будет участвовать в травле одноклассника), либо «жертвы» (травить будут его). Но, отметила И. Игропуло, появился еще один фактор, формирующий «буллинг». Это агрессивное информационное поле, в котором постоянно находятся дети и подростки, пока их родители добиваются карьерного успеха или просто зарабатывают на жизнь. Телевизор, Интернет, компьютерные игры… По мнению многих психологов, сегодня каждый ребенок подвергается так называемому «неконтактному» сексуальному насилию при просмотре откровенных сцен в фильмах, идущих в телевизионный прайм-тайм, да и просто, смотря – порой в присутствии родителей – низкопробные юмористические программы, где многие шутки – из области «телесного низа». Смена культурного кода передачи опыта следующему поколению с книжного на визуальный дорого обходится обществу…
О некоторых причинах возросшей жестокости в современной семье высказался доцент кафедры прикладной психологии и педагогики Северо-Кавказского социального института Сергей Пешков. Являясь практикующим психологом, он часто сталкивается с тем, что агрессия родителей идет от нестабильности их собственного социального устройства в современном мире. Но не только. Как в детстве когда-то их не научили справляться с чувствами, присущими в те или иные моменты всем людям, – с гневом, ненавистью и т. д., так и они не могут научить этому своих детей, подавляя в них эти импульсы с помощью насилия. Простым такой вариант решения проблемы кажется только на первый взгляд…
Подводя итоги этой части семинара, Н. Палиева отметила, что важная часть профилактики жестокого обращения с детьми – это просветительство в среде родителей и педагогов, которое, в частности, должны взять на себя специалисты психологических центров образования, имеющихся в крае.
Свои рекомендации в решении данной проблемы изложили также помощник прокурора Ставропольского края по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи Елена Диденко; заведующая диспансерным отделением Ставропольской клинической психиатрической больницы № 1, главный нештатный детский психиатр СК Татьяна Косова и другие.
Выступили и представители общественных организаций. Так, Екатерина Лоскутова, член Совета АНО «ПроПси», рассказала о взаимодействии психологов «ПроПси» со школьными педагогами, которых специалисты учат видеть эмоциональное неблагополучие у детей и работать с ним.
Зал записал телефон каждого выступавшего. Надежда на межведомственное взаимодействие – и в этом…
30 марта 2011 года