В ПГЛУ отрицают, что студентов вербуют радикальные исламисты
Кто обращается к исламу?
В ней шла речь о том, что в вузах Пятигорска «студентов вербуют радикальные исламисты» и это у них «легко получается». Спецкоры утверждали, что студенты «облачаются в хиджабы, ходят на занятия с молитвенниками и четками. В машинах слушают в музыкальном сопровождении суры из Корана. Главным домом для них становится не университет, а «дом Аллаха» - мечеть». Далее: «Все больше образованных молодых людей обращаются к исламу, в том числе к радикальному, становятся «воинами Аллаха». Один из них взорвался 24 января в зале прилета аэропорта Домодедово, убив себя и еще 34 человека».
По мнению авторов публикации, «после того как стало известно о причастности к терактам сразу трех выпускников фармацевтической академии и лингвистического университета, в общежитиях начались тотальные проверки». «…В престижный лингвистический университет, имеющий международную аккредитацию, нагрянул представитель Президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе вице-премьер Александр Хлопонин». «Под колпаком сегодня находятся и учащиеся соседнего вуза - Пятигорской фармацевтической академии».
Далее следует рассказ о некоем Мурате, который вербовал московских журналисток в мусульманство. «Что же делать с Кавказом?», - задаются вопросом авторы. И приводят высказывание еще одного человека:
«У нас безработица 60 процентов! - советует местный житель Юсуф. - Нужно развивать строительный комплекс - строить кирпичные и цементные заводы. У нас есть залежи базальта, можно делать утеплитель, развивать гидроэнергетику. Дайте людям хорошую работу, уничтожьте коррупцию. Тогда терроризм сойдет на нет…».
Правильный вывод. Хотя стоит ли ссылаться на Юсуфа, который, скажем мягко, может и не владеть информацией? К примеру в Ставропольском крае, к началу нынешнего года было, по разным оценкам, от двух до семи процентов безработных. Росстат, который недавно подвел итоги социально-экономического развития регионов СКФО, утверждает, что безработица на Северном Кавказе составила в прошлом году 17 процентов (при средней по России 8 процентов). В Чечне официально не работает 43 процента экономически активного населения, в Ингушетии - все 52. То есть далеко не 60.
Но озадачивали даже не эти, мягко говоря, некорректно приведенные данные.
Сенсация и правда
«В погоне за сенсацией, - говорится в документе, распространенном пресс-службой ПГЛУ, - спецкоры на волне общественного потрясения, последовавшего за террористическим актом в аэропорту Домодедово, на скорую руку сконструировали смесь из хлестких фактов, создающих негативный фон. Причем в этом фоне они вывели на первый план Пятигорский государственный лингвистический университет... Понятно, почему это было сделано. Для сенсации нужен был именно солидный вуз... Однако сенсация била бы в цель, если бы факты были достоверными, а их интерпретация качественной. Этого не получилось... Спецкорам ... можно было бы поинтересоваться и действительной целью рабочего визита в ПГЛУ 31 января 2011 года полномочного представителя Президента Российской Федерации, заместителя председателя Правительства России Александра Хлопонина... Визит был плановым, и в ходе его речь шла именно о возможности использовать имеющийся в ПГЛУ потенциал для подготовки и переподготовки кадров системы государственного и муниципального управления в области межнациональных отношений и государственно-конфессионального взаимодействия, в том числе и с глубоким знанием ислама и исламской культуры.
По фактам, изложенным в статье, в Пятигорском государственном лингвистическом университете в феврале 2011 года прокуратурой Ставропольского края проведена комплексная проверка. Она подтвердила ту большую работу, которая проводится в университете по формированию культуры межнационального и межконфессионального общения, соблюдению правопорядка, противодействию экстремизму и терроризму, а вот из фактов, приведенных в статье, подтвердила только один – о случае с двумя молившимися студентками в начале 2010 года (причем подтвердился сам факт, а не его подача и интерпретация).
Таким образом, что касается Пятигорского государственного лингвистического университета, то заявленные в статье ключевые идеи о том, что якобы студентов вербуют радикальные исламисты и у них это легко получается, не находят никакой документальной основы. И посыл неверный, и документальная база нулевая. Все факты либо неверны, либо искажены, либо некорректно интерпретированы.
Коллектив ПГЛУ считает, что статья выполнила функцию нанесения ущерба имиджу университета. А многонациональное студенчество ПГЛУ (которое вопреки утверждению газеты вовсе не находится «под колпаком») просто разочаровано уровнем добросовестности и профессионализма столичных журналистов.
Сегодня в нашей стране много проблем и противоречий. Реальной является и угроза экстремизма и терроризма, попыток разрушения конституционного порядка: кому как не нам, проживающим и обучающимся на Северном Кавказе, в его столице – городе Пятигорске, знать это и бороться с этим? Однако бороться с этой угрозой нужно не методами вбрасывания в общество «страшилок», не соответствующих действительности, и создания сенсаций, за которыми нет правды, а методами кропотливого формирования и развития позитивной молодежной среды, сочетающей крепкую общероссийскую идентичность и закономерную в условиях Северного Кавказа поликультурность и многоцветность».
Мечеть особого значения
А это цитаты из открытого письма в редакцию газеты, опубликовавшей материал, от мусульманской общины Пятигорска.
«Сегодня только ленивый не сталкивается с размещенными в Интернете, звучащими с телевизионных экранов и опубликованными на газетных страницах огульными обвинениями в адрес чуть ли не всех российских мусульман. Основной лейтмотив обвинений сводится, как правило, к отождествлению личности мусульманина с бородатыми боевиками или «террористами-смертниками», образ которых с легкой руки не особо компетентных в области ислама «акул современной журналистики» в общественном сознании абсолютно безосновательно ассоциируется с термином «шахид».
Иначе как можно истолковать попытки искусственно навязать многонациональному и многоконфессиональному российскому народу идею о том, что из стен отечественных медресе и мечетей выходят готовые террористы-бандиты?!
Типичным примером безответственности СМИ или, во что меньше всего хотелось бы верить, злонамеренного умысла со стороны противников нашего государства является публикация статьи. Мы готовы опровергнуть все, на наш взгляд, абсолютно тенденциозные и не соответствующие действительности тезисы, касающиеся пятигорской мечети».
Далее приводятся конкретные контрдоводы на цитируемый журналистами разговор с «Муратом», который к тому же оказался Мурадом. Он утверждает, что содержание разговора весьма вольно интерпретировано.
В завершение заявляется, что мусульманская община Пятигорска «настаивает на официальном опровержении статьи».
25 марта 2011 года