Самобытный духовный образ крестьян надо создавать на Ставрополье
- Для депутатов нашего комитета стало традиционным ежегодно встречаться на этой конференции с руководителями министерства сельского хозяйства, отраслевой науки, сельскохозяйственных организаций, крестьянско-фермерских хозяйств, чтобы обменяться мнениями: что же удалось решить в прошедшем году и что предстоит сделать для развития АПК Ставрополья. Это хорошая подпитка для дальнейшей работы, возможность сверить, насколько наша законотворческая работа востребована реальной жизнью.
- Подобное общение помогает депутатскому корпусу работать в тандеме с практиками, с теми, для кого вы пишете законы? Что удалось сделать для отрасли в прошлом году?
- На протяжении последних четырех лет краевая Дума совершенствовала правовое поле, для того чтобы сельхозтоваропроизводители имели доступ к бюджетным ресурсам, а органы местного самоуправления могли создавать достойные условия для развития сельского хозяйства и решать вопросы занятости населения. Вот эти законы: «О пчеловодстве», «О государственной поддержке финансово неустойчивых сельскохозяйственных организаций», «О государственной поддержке потребительской кооперации в СК», «Об обеспечении эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории СК» и ряд других.
Депутатам также небезразлично, куда «движется» земля. Ведь сегодня уже более половины работающих на селе не имеют земельной доли. Идеологи реформы на селе заявляют, что начата она с одной целью - чтобы земля принадлежала тому, кто на ней работает. От этого посыла мы и отталкивались, выстраивая краевое законодательство на эту тему, практически сняв мораторий на продажу земель сельскохозяйственного назначения. В краевом Законе «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» депутаты Думы специально оговорили норму, позволяющую безвозмездно передавать земли, занятые лесозащитными насаждениями, в собственность землепользователей, в границах которых те находятся. Также безвозмездно передаются земельные участки под производственными помещениями и объектами инфраструктуры сельских товаропроизводителей, внутрихозяйственными дорогами. Общая площадь таких земель у нас в крае свыше 200 тысяч гектаров.
- Александр Акимович, а вы можете привести пример, когда принятый депутатами краевой закон не исполнялся или исполнялся частично?
- Да. Но прежде сделаю маленькую оговорку. Депутаты краевой Думы принимают закон, и утверждает его губернатор Ставрополья. И уже с его визой нормативный акт отражает волю не только депутатов, но и губернатора. Это значит, что исполнительная власть берет на себя обязательство обеспечить реализацию закона. Теперь отвечу на ваш вопрос. У нас есть краевой Закон «Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения», правила рационального использования земель (утвержденные постановлением правительства края), порядок выдачи паспорта земельного участка и средства (в этом году в сумме 53 млн рублей) на их реализацию выделяются. А вот система, чтобы работала как часы, все же так и не выстроена. Думаю, министерству сельского хозяйства под силу проанализировать вышеназванные документы и все же отработать реальный алгоритм сохранения и повышения плодородия наших полей. Подключить к решению этой важной задачи необходимо науку, местные власти и сельхозтоваропроизводителей края.
- Какие тенденции в развитии АПК края больше всего беспокоят депутатов-аграрников?
- Вынужден признать, что, к большому сожалению, на конференции ни в докладе, ни в выступлениях не прозвучало предложений по выходу из сложнейшей ситуации, в которой оказался агропромышленный комплекс края. Не озаботились серьезным экономическим анализом производства основных видов сельскохозяйственной продукции, поиском ответа на такие животрепещущие вопросы, как кадровое обеспечение отрасли, занятость сельского населения, модернизация, ценообразование и сбыт продукции. Именно эти проблемы волнуют сегодня больше всего.
Нас, депутатов-аграрников, особенно беспокоит сокращение числа крестьянских (фермерских) хозяйств. Мы считаем, что фермерское движение, развитие личных подсобных хозяйств - это один из главных на селе механизмов обеспечения занятости населения, преодоления бедности и пополнения местных бюджетов. Надо признать, что в этой сфере до сих пор не задействованы в полной мере возможности, предоставленные тремя федеральными законами – «О крестьянских (фермерских) хозяйствах», «О личных подсобных хозяйствах» и «О сельскохозяйственных кредитных кооперативах».
На мой взгляд, недостаточно используются и механизмы, заложенные в краевом Законе «О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства», особенно в части поддержки предпринимателей, начинающих свою деятельность.
Депутаты готовы рассмотреть предложения аграрников по созданию в крае единой системы ценообразования и реализации выращенного, в том числе путем организации регионального товарно-оптового рынка сельскохозяйственной продукции. Министерству сельского хозяйства и комитету по пищевой и перерабатывающей промышленности и торговле необходимо более активно взяться за координацию действий с потребкооперацией, в том числе и в рамках принятого краевого Закона «О государственной поддержке потребительской кооперации в Ставропольском крае».
От министерства сельского хозяйства депутаты-аграрники ждут предложений по созданию в крае экономических и законодательных механизмов, стимулирующих загрузку созданного в крае мощнейшего мелиоративного комплекса и предприятий по переработке. Сегодня орошаемые земли не в полной мере используются для выращивания овощей и картофеля, а мощности предприятий по переработке загружены в лучшем случае наполовину. В результате получается неприглядная картина. С одной стороны, пятьдесят процентов потребности населения в картофеле и овощах покрывается завозной продукцией. А с другой стороны, значительная часть нашей животноводческой и растениеводческой продукции вывозится за пределы Ставрополья сырьем. Так мы теряем рабочие места, добавочную стоимость и доходы во все уровни бюджета. Давно следует менять политику на более эффективную.
Депутатов-аграрников, как и руководителей хозяйств, беспокоят вопросы повышения тарифов на энергоносители и удорожания кредитных ресурсов. У нашего АПК солидный кредитный портфель (до 10 млрд рублей в год). И при этом почти 660 млн рублей бюджетных средств предназначены для компенсации процентных ставок по кредитам. Это эффективный рычаг по отбору и работе с банками. Возможно, при министерстве сельского хозяйства следует создать некую кредитную комиссию, которая будет компетентно отбирать банки для кредитования АПК на более выгодных условиях. Если для этого есть необходимость внесения изменений в Закон «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Ставропольском крае», то мы готовы рассмотреть такие предложения.
Если не найдем решения по энергоносителям, то неизбежно поднимутся себестоимость производства продовольствия и цены на продукты питания. А этого допустить нельзя. Всякое повышение цен не только очень болезненно сказывается на кошельке потребителя, но и приводит к сокращению объемов производства в сельском хозяйстве из-за снижения спроса.
Есть просьба и к средствам массовой информации: чаще рассказывайте населению о жизни на селе, передовом опыте сельхозпредприятий, их проблемах и заботах. Нам нужно не разрушать, а создавать самобытный духовный образ крестьян, живущих и работающих на земле, образ кормильца и охранителя природы - источника жизни и начала всех начал.
Надо смелее говорить о том, что за выращенный хлеб, произведенное молоко, мясо, плоды и овощи крестьяне имеют самый низкий уровень оплаты. Что на селе важно и необходимо развивать медицинское обслуживание, торговлю, культуру, образование и бытовое обслуживание. Кто творчески и вдохновенно работает и в этих сферах сельской жизни, должен попасть в фокус нашего всенародного внимания и уважения.
19 марта 2011 года