15 марта отмечался Всемирный день защиты прав потребителей, который в этом году прошел под девизом «Потребители – за честные финансовые услуги». 

Продавец и покупатели

Продавец и покупатели

© Фото: Эдуард КОРНИЕНКО

В связи с этой датой состоялось торжественное собрание в управлении Роспотребнадзора по СК. Вопросы защиты прав потребителей на рынке финансовых услуг особенно актуальны, отметила заместитель руководителя управления Ольга Балабан. И наш край не стал исключением в мировой тенденции. Благодаря предпринятым мерам в этой сфере ситуация улучшилась. В прошлом году организованы 103 банковские проверки, подготовлено 78 исковых обращений в суд.

В адрес управления регулярно поступают жалобы потребителей-заемщиков при заключении кредитных договоров. Нередко банковские работники включают в них условия, ущемляющие права своих клиентов. Так, помимо процентов на сумму предоставленного кредита с заемщиков взимаются и иные комиссии. Самые популярные «уловки» – за выдачу кредита и его сопровождение, за открытие и ведение ссудного счета, за расчетное обслуживание, даже комиссия по страхованию жизни и здоровья. Также в кредитных договорах встречаются условия о праве банков в одностороннем порядке изменять размер процентной ставки. Управление Роспотребнадзора в отношении ряда банков вынесло несколько предписаний о прекращении нарушений прав потребителей и наложении штрафных санкций. Суды подтвердили решения управления, признав условия кредитных договоров ущемляющими права заемщиков.

Контроль финансового рынка – далеко не единственная сфера деятельности различных государственных учреждений, органов местного самоуправления и общественных объединений по защите прав потребителей. На первом месте – обращения от жителей, связанные с приобретением товаров, оказанием услуг, в частности, ЖКХ, здравоохранения, туризма, связи. На втором – нарушения санитарного законодательства: вопросы проживания, застройки, планировки, содержания территорий поселений, промышленных площадок, а также претензии на качество продуктов питания и услуг общепита.

Всего в прошлом году по всем направлениям проведено более трех тысяч проверок, в суды направлено 38 исков. Стоит заметить, что в добровольном порядке нарушители законодательства вернули потребителям четыре с половиной миллиона рублей. Еще почти миллион рублей удалось «выбить» с помощью судов.

Напомним, что в управлении создана общественная приемная и открыт телефон «горячей линии», которые принимают претензии и обращения.

* * *

Пятьсот тысяч за неликвид

Пресс-служба администрации Ставрополя сообщает, что за два месяца нынешнего года работниками отдела координации потребительского рынка и защиты прав потребителей комитета экономического развития и торговли горадминистрации удовлетворено 300 обращений и жалоб. В результате возвращено 550 тысяч рублей за некачественный товар, обменяно и отремонтировано товаров почти на 450 тысяч рублей. 

Татьяна СЛИПЧЕНКО, Николай ГРИЩЕНКО

За честные услуги / Газета «Ставропольская правда» / 15 марта 2011 г.