Законодательство об обороте земель сельхозназначения упрощается
- Александр Владимирович, в конце декабря был принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения». Насколько серьезны прописанные в нем новации?
- Часть нововведений уже действует с января 2011 года, а некоторые из них вступят в силу с 1 июля. Так, уже значительно упрощен порядок подписания договора аренды земельного участка, находящегося в долевой собственности. Ранее этот документ со стороны арендодателей мог быть подписан лицом, действующим на основании доверенностей, выданных собственниками земельных долей и удостоверенных нотариально или органом местного самоуправления. Теперь же договор аренды может быть закреплен подписью человека, уполномоченного на это решением общего собрания участников долевой собственности. Выдача доверенностей в данном случае не требуется, а полномочия выбранного лица подтверждаются выпиской из решения общего собрания.
Но здесь хочу сделать оговорку: на первый взгляд, процедура оформления договоров аренды земельных участков стала проще, но остаются опасения по поводу реальных намерений того человека, который получит от общего собрания владельцев паев полномочия подписывать такой важный документ. Чего греха таить, мы ведь знаем, как действуют рейдеры при захвате сельхозпредприятий края. А здесь на кону – земля! Потому собственникам земельных паев необходимо активно участвовать в собраниях, обсуждать условия договора аренды и доверять право его подписи грамотным, стойким и неподкупным односельчанам.
И здесь во многом мы рассчитываем на органы местного самоуправления. Поправки в законодательство значительно расширили их полномочия по участию в общих собраниях владельцев земельных долей. Теперь местные власти могут по своей инициативе организовать проведение таких собраний.
Кроме того, утратила силу норма, гласящая, что если договоры аренды земельных долей не приведены в соответствие с требованиями Гражданского кодекса и федерального закона об обороте земель сельхозназначения, то к ним применяются правила договоров доверительного управления имуществом. Дума Ставропольского края четвертого созыва неоднократно обращалась в ГДРФ с просьбой об отмене этого пункта, поскольку он содержал огромную опасность захвата участков и «обезземеливания» крестьян.
Еще одна новация касается ценового вопроса. Теперь выкупная стоимость участков из земель сельскохозяйственного назначения, которые находятся у сельских товаропроизводителей, в том числе фермеров, на праве постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения, снижена с 20 до 15 процентов от кадастровой стоимости участков.
- Проезжая по трассе между Ставрополем и Невинномысском, уже не один год мы наблюдаем заросшие сорняком, неиспользуемые земли бывшего рисосовхоза «Восход», располагавшегося в Кочубеевском районе. Какая ответственность предусмотрена законом за подобное отношение к земле?
- С 1 июля текущего года начнет действовать новая процедура принудительного прекращения права пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения. До этого участок мог изыматься, если он не использовался в течение трех лет с момента предоставления. Теперь к этому основанию добавляются случаи, когда нарушаются требования рационального использования земли, повлекшего за собой существенное снижение плодородия или значительное ухудшение экологической обстановки.
Процедура принудительного изъятия земель должна включать в себя наложение административного штрафа с указанием срока устранения нарушений в использовании конкретного участка. Решение о сумме штрафа будут принимать специалисты территориальных органов Росреестра. Причем наказание ощутимое: сумма штрафа для физических лиц может составить до 5 тысяч рублей, а для юридических лиц – 80-100 тысяч рублей.
Если же землепользователь и после наказания рублем продолжит нарушать закон, то территориальный орган Росреестра должен направить материалы на рассмотрение в региональное правительство. Оно, в свою очередь, может обратиться в суд с иском об изъятии земель, и в случае его удовлетворения участок может быть продан с публичных торгов.
- Известно, что возглавляемый вами комитет много внимания уделяет вопросам использования земельных участков, образованных в счет невостребованных земельных долей. Часть этих вопросов уже решена в краевом законодательстве, но некоторые из них краевая Дума ставила перед Федеральным Собранием. Есть ли в принятых поправках решение по этой части?
- Могу с удовлетворением констатировать, что мы, так сказать, достучались. Действующее законодательство дополнено отдельной нормой, которая регулирует использование невостребованных земельных долей. После того как общее собрание участников долевой собственности утверждает список невостребованных земельных долей, муниципальное образование вправе обратиться в суд, чтобы признать право муниципальной собственности на них.
Теперь о так называемых отказных земельных долях. Чтобы добровольно отказаться от права на землю, собственнику теперь необходимо лишь подать соответствующее заявление в местный орган госрегистрации. После этого право собственности на эту долю возникает у органа местного самоуправления, в границах которого она находится. Соответственно, муниципалы могут потом продать или передать землю в аренду сельхозорганизации, обрабатывавшей ее. Для этого предприятие или фермер должны обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о приобретении права собственности или аренды на отказную земельную долю. В данном случае договор купли-продажи или аренды может быть заключен без проведения торгов. А цена ее должна быть не более 15% кадастровой стоимости такого земельного участка.
- Александр Владимирович, в связи с изменениями, внесенными в федеральное законодательство, регулирующее оборот земель сельхозназначения, предстоит ли что-то изменить в краевых законах?
- Мы должны войти с поправками в два закона края: «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» и «Об упорядочении отношений по использованию земельных долей». В первом нужно привести в соответствие с федеральным законом выкупную стоимость земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые находятся у сельхозорганизаций и фермеров на праве постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения. А во втором краевом законе должен быть расширен список лиц, не распорядившихся своей долей: в него войдут не только те, кто получил земельные доли в процессе приватизации земли, но и те, кто уже приобрел их, получил по наследству или в дар. А к невостребованным земельным долям будут также отнесены так называемые «выморочные» земельные доли (их собственник ушел из жизни и отсутствуют его наследники).
4 марта 2011 года