08:56, 4 марта 2011 года

Борис Грызлов: Больше фермеров – больше продовольствия

У наших фермеров есть чему поучиться: собран один из весомых караваев в стране - более 1,1 миллиона тонн зерна. Стоит заметить, что в многоукладном сельском хозяйстве России малые формы хозяйствования на селе играют значительную роль. Достаточно сказать, что фермеры «закрывают» более половины отечественного продовольственного рынка. Последние десять лет свидетельствуют, что темпы роста производства в фермерской сфере в 4,3 раза выше, чем в целом по отрасли. Немало положительных примеров по этому сектору аграрной экономики и на Ставрополье. Добавим, что наша газета большое внимание уделяет развитию фермерского движения, рассказывает о лучших хозяйствах, их руководителях, передовом опыте, новых технологиях, которые внедряют КФХ.

На страницах «СП» нередко выступают представители власти, различных ведомств, ученые, обычные читатели, которые размышляют о судьбе российского фермерства, его завтрашнем дне. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию точку зрения на проблему председателя Государственной Думы Российской Федерации Бориса Грызлова:

- За последние 20 лет аграрная экономика вновь стала многоукладной. У нас действуют крупные агрохолдинги и сельхозпредприятия, большинство сельских жителей имеют подсобные хозяйства. Возродился и динамично развивается фермерский сектор, который вносит свой вклад в продовольственное обеспечение страны, принося реальную пользу и заслуживая всяческой поддержки. Но фермерство, на мой взгляд, сегодня нуждается в особом внимании.  

Прежде всего, потому что в стране не изжит стереотип прежнего строя: чем крупнее производство, тем оно лучше, современнее. Ведь до сих пор на поддержку малых форм – КФХ и ЛПХ – приходится не более пяти процентов от всего объема господдержки сельского хозяйства, и это при том, что они производят половину всей отечественной мясной продукции, 46 процентов зерна, 52 – подсолнечника, 65 – молока, 93 – картофеля и 87 – овощей. Время показало, что такие хозяйства не только жизнеспособны, но и часто эффективнее крупных сельхозпредприятий и агрохолдингов. В прошедшем засушливом году фермерский сектор не только не сократил, но, наоборот, увеличил поголовье коров на 15 процентов.

Больше фермеров – больше продовольствия. И не только больше, но и лучшего качества. Мы считаем, что выполнение программной задачи – увеличение производства продовольственных объемов к 2020 году в два раза – без малых форм АПК невозможно. Уверен, их развитие позволит в лучшую сторону изменить жизнь на селе. Фермер – это современный крестьянин, наследник и продолжатель тысячелетних российских традиций на селе. Не крепостной, не наемный работник, не помещик, а прежде всего труженик, работающий на своей земле, живущий за счет своего труда. Земля, техника, деревня, сельская территория обретают заинтересованного и рачительного хозяина. Здесь он живет и работает. Это и есть основа его колоссальной мотивации к труду.

Фермер – представитель нарождающегося среднего класса на селе, самостоятельный субъект аграрного производства, активный предприниматель и надежный социальный партнер государства. Коллективное семейное хозяйство – это самозанятость, новые рабочие места, а еще – воссоздание крепкой, здоровой, многодетной семьи, а значит, решение демографической проблемы на селе.

Государственная поддержка малых форм хозяйствования должна быть определена отдельной строкой и в федеральном бюджете, и в бюджетах регионов. Необходимо разработать простые и понятные селянам формы кредитования и залогового обеспечения, в том числе выдачу кредитов уже с учетом субсидированных процентных ставок. Целесообразно перейти на погектарный принцип налогообложения. Особый вопрос – предоставление стартовой помощи КФХ, которая особенно нужна при освоении и обустройстве пустующих районов Сибири, Дальнего Востока, для возрождения Нечерноземья. Новый проект «Российский фермер» даст реальные стимулы для развития производства. Прежде всего должен быть решен вопрос собственности на землю. Напомню, что в результате не до конца продуманной земельной реформы начала 90-х годов из сельскохозяйственного оборота выбыло до 30 млн гектаров. Поезжайте в любой регион: часть полей не обрабатывается, зарастает сорняками и кустарником. Но парадокс в том, что создать новые и расширить действующие фермерские хозяйства крайне сложно. Скажу больше, крестьяне годами не могут оформить права на свои же земельные доли: не по карману, да и нет времени и умения «продираться» через бюрократический частокол справок.

В конце прошлого года Российская Дума приняла пакет поправок в законодательство об обороте земель сельхозназначения, цель которых – вернуть неиспользуемые участки в оборот через изъятие у нерадивых собственников. Доступ к таким землям должны получить в первую очередь сельхозпроизводители, работающие поблизости. Нельзя допустить, чтобы изъятая земля снова стала предметом спекуляции. Создание разветвленной сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов – одна из центральных задач развития фермерства, важнейшее условие его стабильного существования. Кооперация устраняет посредника. Только через нее крестьяне могут получить быстрый и выгодный доступ к кредитным ресурсам, переработке, рынкам сбыта. Полноценное развитие сельхозкооперативов невозможно без господдержки. Но под видом кооперации не должны создаваться посреднические структуры, только усложняющие жизнь крестьян.

Законодательство, устанавливающее «правила игры» для КФХ, должно стать более системным и понятным. Такая работа уже ведется. В частности, до 2013 года отсрочена перерегистрация крестьянских фермерских хозяйств, имеющих статус юридического лица, в полном объеме выделены средства на реализацию госпрограммы развития сельского хозяйства. В этом году – 125 миллиардов рублей. Поле для законодательной работы обширное. Важно поддержать сельхозпроизводителя во всех сферах, начиная с регистрации фермерского хозяйства, оформления прав на землю, строительства дома, получения кредитных ресурсов, субсидий и заканчивая сбытом продукции.  

Т. КАЛЮЖНАЯ
«Больше фермеров – больше продовольствия»
Газета «Ставропольская правда»
4 марта 2011 года