Как известно, прошедший 2010-й был объявлен Президентом России Дмитрием Медведевым Годом учителя. О том, как прожила его образовательная отрасль края, рассказывает министр образования СК Алла Золотухина 

Министр образования Ставропольского края Алла Золотухина

Министр образования Ставропольского края Алла Золотухина

© Фото: из архива газеты «СП»

– Конечно, этот значимый жест главы государства привлек внимание общества как к фигуре самого учителя, так и к проблемам образования в целом. Год открылся красивыми церемониями чествования педагогов – в Санкт-Петербурге и в регионах, в том числе в нашем крае.

Не стоит, однако, забывать, что 2010-й прошел, если можно так сказать, в отсвете кризиса. Мы из него выбираемся, но не почувствовать финансовых, экономических трудностей не могли.

Тем не менее доля расходов на образование в общем объеме консолидированного бюджета края составила в 2010 году 27 процентов (более 18 млрд рублей), что даже несколько больше, чем в 2009 году.

Произошло определенное улучшение материально-технической базы учреждений образования, проведены их реконструкция и строительство новых объектов. Так, в рамках краевой целевой программы «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в Ставропольском крае на 2010-2012 гг.» велись строительство и реконструкция шести детских садов. (Проблема нехватки мест в дошкольных учреждениях сегодня – одна из наиболее актуальных.)

В 2010 году сданы в эксплуатацию школа на 240 мест в с. Зеленая Роща в Степновском районе; детский сад № 18 «Улыбка» в Пятигорске; детский сад на 250 мест в 204-м квартале краевого центра; пристройка к зданию Центра развития ребенка – детского сада № 14 Ставрополя.

В стадии завершения реконструкция детского сада № 16 «Виктория» в Кисловодске; пристройка к зданию начальной школы – детского сада № 75 Ставрополя. В работе детсад на 80 мест в с. Александровском и школа на 1300 учащихся в Минераловодском районе.

А противоаварийные мероприятия в 16 образовательных учреждениях подарили детям в 2010 году возможность учиться в реконструированных по-современному учебных зданиях, которые оснащены новейшим оборудованием, соответствующим требованиям XXI века.

Можно отметить и то, что увеличился охват школьников питанием, в том числе горячим, продолжается модернизация пищеблоков в образовательных учреждениях, другие положительные моменты...

Год прошел под знаком модернизации, которая коснулась, в первую очередь, экономики отрасли. Нужно сказать, что к таким изменениям, как переход на нормативно-подушевое финансирование, введение новой системы оплаты труда (НСОТ) мы были готовы, так как обратились к ним раньше, чем многие другие регионы страны, участвовали в их апробации. 2010 год стал на Ставрополье вторым по счету в реализации НСОТ. Откорректировать систему, приблизиться к более объективным критериям качества, чтобы больше зарабатывали действительно лучшие педагоги, подключить общественность к оценке труда учителя, работать с директорами школ, часть которых пытается монополизировать эту функцию, – задачи не одного года. Поэтому не буду говорить, что новая система оплаты труда работает сегодня в полном объеме. Тем не менее, средняя учительская зарплата в крае в результате перехода на НСОТ повысилась по сравнению с 2008 годом на 24 процента и составляет около 10 тысяч рублей.

Кроме того, были сохранены все компенсационные выплаты сельским учителям в размере 25 процентов от фактически сложившейся учебной нагрузки, а зарплата педагогов, проживающих в пустынных и безводных местностях, повышалась еще на 10-15 процентов.

Из бюджета края осуществлялась и ежемесячная компенсация оплаты коммунальных услуг в размере 546 рублей на педагога и каждого из членов его семьи, проживающих на селе.

Всем молодым учителям и воспитателям из краевого бюджета выплачивалась надбавка в размере 1 тыс. рублей. В городах и районах края были установлены также единовременные денежные доплаты молодым педагогам при поступлении на работу (от 3 до 10 тысяч рублей).

Сейчас средняя зарплата в образовании края составляет 73 процента от средней в экономике, а два года назад она была равна 65 процентам. Так что тенденция роста налицо.

Подводя итоги Года учителя, можно с уверенностью сказать: для большинства педагогов он был профессионально успешным, о чем свидетельствуют результаты Единого государственного экзамена.

В 11 территориях края выпускники всех образовательных учреждений преодолели установленный порог баллов по двум обязательным предметам – русскому языку и математике (в 2009 году таких районов было всего два). 100 баллов по общеобразовательным предметам получили 49 выпускников, из них по двум предметам – 2 человека (в 2009 г. «стобалльников» насчитывалось 27).

Значительных результатов удалось достичь педагогам в работе с одаренными детьми. В первом школьном этапе всероссийской олимпиады по 22 предметам в прошедшем году приняли участие около 150 тысяч учащихся общеобразовательных учреждений края, то есть 96 процентов всех учеников 5-11 классов.

Улучшились и результаты наших ребят на всероссийском заключительном этапе олимпиады. В 2010 году победителями и призерами «на России» стали 17 из 40 ставропольских участников, почти в два раза больше, чем в 2009-м.

Учительский профессионализм, верность своему призванию были высоко оценены в рамках приоритетного национального проекта «Образование». 35 лучших педагогов Ставрополья поощрены премиями по 200 тысяч рублей каждый. Причем 12 из них получили это денежное поощрение за счет краевого бюджета.

И все же проблемы, к сожалению, остаются. Учительский корпус стареет, о чем уже не раз говорилось. 1 сентября прошлого года в школы края пришли 500 выпускников педагогических вузов и факультетов. Это серьезное омоложение педагогического состава. Но на 1 января 2011-го 150 из них, увы, уже уволились. Начинающий учитель, даже со всеми надбавками, получает зарплату пять-шесть тысяч рублей. Для молодого специалиста, у которого впереди создание семьи, это, конечно, не средства к нормальному существованию. Многие уволившиеся, по свидетельству директоров школ, завучей, сожалеют, что приходится искать другую работу, потому что и предмет нравится, и с детьми поладили – чувствуют, что это их призвание! Тем грустнее их терять.

Есть, правда, надежда, что закрепить педагогические кадры на селе мы сможем, решая жилищную проблему. И здесь Год учителя нам помог. Если в 2009 году для педагогов в рамках краевой программы социального развития села были приобретены 93 квартиры, то в 2010-м – 113, в том числе 34 для молодых специалистов.

– Алла Федоровна, модернизационные процессы в образовании требуют от учителя иной, чем прежде, подготовки. Что делается в крае в этом направлении?

– С 1 января в России введена новая система педагогической аттестации. Мы готовились к ней в течение 2010 г. Специалисту теперь нужно проходить обязательное очное тестирование, определен порог баллов, который он должен преодолеть, чтобы просто подтвердить право преподавать свой предмет. Претенденты на 1-ю и высшую квалификационную категории доказывают свою состоятельность отдельно, на более сложном уровне. Все это требует перестройки в работе методических служб на местах, в деятельности Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования (СКИПКРО). И такая перестройка идет. Ее результаты как раз и должны повысить уровень преподавания и воспитания в школах.

Думаем мы и о ряде изменений в проведении профессиональных конкурсов, в частности краевого этапа конкурса «Учитель года России-2011». Не всегда все же в нем участвуют самые яркие и состоявшиеся специалисты, которым просто порой неинтересно соревноваться сперва в школьном туре, затем – в районном или городском... Это не их уровень, если говорить, например, о многих победителях нацпроекта. Поэтому лучших из них решено пригласить к участию в конкурсе уже сразу на краевом этапе. Это будут номинанты СКИПКРО, хорошо проявившие себя на традиционном педагогическом фестивале «Талант-2010» в Невинномысске. Думается, что это сделает конкурс высоко профессиональным. Предполагается, что перемены грядут и в системе формирования жюри «Учителя года». Оно перестанет быть таким многочисленным, состоящим из разных групп, каждая из которых видит только свой «кусочек» конкурса. Пусть единая судейская коллегия отсмотрит всех участников, по каждому вынесет свое мнение...

– Объявив 2010 год «учительским», президент действительно привлек к фигуре педагога внимание общества, и средств массовой информации в частности. Довольны ли вы тем, как эта фигура выглядела на страницах газет, в телесюжетах?..

– Министерство образования СК провело свой конкурс для СМИ на лучшее освещение Года учителя. Мы благодарны краевым и районным изданиям (в том числе и вашей газете), радио, телеканалам, которые в нем участвовали, рассказывали о нелегком учительском труде, о проблемах современной школы.

Вместе с тем Год учителя начался с показа на всю страну небезызвестного телесериала «Школа»...

– А во многих телесюжетах на центральных каналах учителя показывали либо как унижаемую детьми, никчемную личность, либо чуть ли не как монстра и средоточие зла...

– Вы знаете, это очень неоднозначный вопрос. Есть ли в школах среди педагогов случайные люди? Есть. Они и сами несчастны, потому что не своим делом занимаются, и всем вокруг них плохо.

Но правда также и то, что нельзя всю воспитательную работу, весь труд по формированию нравственных начал в ребенке возлагать только на школу. Очень многое связано с тем, что современная семья, родители как бы самоудаляются и самоотделяются от своих детей. Школе почти в одиночку приходится справляться с социальным, имущественным расслоением в обществе, проблемы которого дети приносят в класс, и со многими другими кризисными моментами. А в одиночку их не решить.

Сейчас все общество спорит о новых федеральных госстандартах для старшей школы. Для меня есть явное противоречие, конфликт между заявленным курсом на рыночную экономику, который требует от человека мобильности, умения перестраиваться в течение всей трудовой деятельности (вплоть до перемены профессии) – и теми рамками, в которые ставит ребенка профильная школа, – такая, какой она выглядит в новом законопроекте. Полностью поддерживаю высказывание премьер-министра Владимира Путина о том, что требовать такого жесткого, чуть ли не профессионального самоопределения от четырнадцатилетнего школьника – чересчур. Получается, что старшая школа вообще существует только для подготовки в вуз. Согласна с тем, что спешить здесь не следует, надо все выверить...

Возвращаясь же к вашему вопросу, скажу, что если педагога пытаются сделать в общественном мнении средоточием зла, то это не на пользу прежде всего самому обществу. Учитель – одна из важнейших фигур в становлении личности ребенка, его статус должен быть высоким...

– Какое из событий 2010-го запомнилось вам больше всего?

– Съезд педагогических династий Ставрополья. Это была, если можно так выразиться, «эмоционально-профессиональная» точка в проведении Года учителя. Я и раньше знала, что у нас есть династии, которым по 200-300 лет, но когда вместе собрались почти две сотни семей, где и старшее, и среднее, и молодое поколение – учителя, это произвело огромное впечатление. Мощный педагогический массив, потенциал, богатство ставропольской школы...

Лариса ПРАЙСМАН