Татьяна Обабко с учениками

Татьяна Обабко с учениками

© Фото Елены Гончаровой

Лиза Сухоносова

Лиза Сухоносова

© Фото Елены Гончаровой

Заурядных – нет!

Татьяна Обабко – педагог дополнительного образования с более чем двадцатилетним стажем работы в музыкальных школах краевого центра, заслуженный работник культуры. Учитель семейный, потому что, определив к ней одного из детей, родители ведут следом и остальных, а затем «подтягиваются» чада всех родственников, друзей и знакомых.

– У меня два образования, – рассказывает Татьяна Глебовна. – Душа лежала и к английскому языку, и к занятиям музыкой. Выбор было сделать невероятно сложно. Но однажды поняла: два интересующих меня направления развиваются параллельно, взаимонасыщая друг друга.

Вот почему на исходе восьмидесятых – заре девяностых моя собеседница вместе с несколькими коллегами разработала оригинальную методику проведения подобных «параллельных» занятий в детской студии. Некоторые дети учатся у нее только английскому или только музыке, а некоторые – и тому, и другому.

– Я скептически отношусь к постулату «Оставьте малюткам детство». Возраст трех-пяти лет – время, в которое усваивается гигантский объем информации. Обратите внимание: к трем годам все дети – гениальные лингвисты, родной язык уже освоен. Куда легче будет осваивать теперь второй, иностранный.

«Обабкинцы» – многократные лауреаты и дипломанты лингвистических и музыкальных конкурсов уровня от городских до международных, а мама одного из них сказала удивительно верно: «Профессионализм Татьяны Глебовны, ее нестандартный подход к обучению детей, интерес к каждому ребенку как личности помогают ее ученикам не только заслуженно побеждать в различных конкурсах, но и найти опору в жизни. Вот почему у нее нет заурядных учеников».

Любовь на всю жизнь

– Татьяна Глебовна, каким был самый счастливый момент в вашей педагогической деятельности?

– Однажды мы с учеником Ромой Толкачевым рискнули подать документы на участие в международном телевизионном конкурсе юных музыкантов «Щелкунчик». Не рассчитывали особенно ни на что, ведь туда в финал отбираются лишь около десятка детей. Помню, Рома пришел ко мне с полученным из Москвы письмом. Бледный, глаза огромные. Спрашиваю: «Что там?» – «Я не хочу открывать, давайте вы», – в ответ. И вот когда я открыла, а там находился вызов, пережила незабываемые мгновения!..

Она вспоминает и волнующие минуты побед юных пианистов Наташи Кирилловой, Ильи Донских на музыкальных международных конкурсах, выступления воспитанников с муниципальным концертным камерным оркестром «Кантабиле», тепло отзывается о Всеволоде Бобрышеве, Дарье Кирилловой, сестрах Иветте и Виолетте Батиашвили…

– Если говорить о становлении музыканта, здесь должны изначально присутствовать природные данные, – поясняет Татьяна Глебовна. – А ко всему тому усидчивость, трудолюбие, интеллект. И особо подчеркну роль родительского интереса. Каким бы талантливым ни был ребенок, если родители не заинтересованы в его развитии, ничего не получится.

Я спрашиваю, случалось ли так, что детей приходилось убеждать продолжать заниматься музыкой.

– Нет, зато неоднократно приходилось отговаривать посвящать музыке жизнь. Например, был у меня ученик Сережа Кравцов, который в тринадцать лет так хотел поступить в музыкальное училище, посвятить себя музыке, что выцарапывал на руке скрипичный ключ. Он окончил музыкальное училище и… поступил в летное! Думаю, это будет прекрасный офицер с высокой музыкальной культурой.

Английский? Как по нотам!

Радуют педагога и ее «английские» питомцы. Один из самых неожиданных и эмоционально ярких подарков педагогу сделала учащаяся восьмого класса ставропольской гимназии № 24 Елизавета Сухоносова.

Лиза посещала занятия Татьяны Обабко с четырехлетнего возраста. Сначала было просто интересно «играть в английский», потом многое начало получаться, пришло понимание необходимости знания второго языка, появилась цель – стать переводчиком.

– Это удивительный ребенок, – отзывается наставница. – Очень ответственная... Ее мама рассказывала, как в десять лет Лиза общалась с помощью электронных писем на английском языке с людьми по всему миру, представляясь при этом... неким инженером. От многих других учеников она отличалась полным отсутствием честолюбия, а посмотришь портфолио личных достижений – разносторонне одарена!..

И все же среди грамот и дипломов за высокие результаты по предметам, изучаемым Лизой в гимназии, за победы в соревнованиях по хип-хопу, баскетболу, дзюдо и... конкурсе игры на барабанах наибольшая часть наград – за достижения в сфере иностранного. И главной из них, наверное, является диплом за первое место в конкурсе на лучшее сочинение на английском языке «Мой любимый учитель».

– Этим летом я побывала во Всероссийском детском центре «Орленок», – рассказывает Лиза. – Лагерь отмечал пятидесятилетие, поэтому смена была особенно интересной – проходил фестиваль визуальных искусств, в рамках которого департамент образования известной фирмы-туроператора, работающей у нас и в Великобритании, объявил конкурс на лучшее сочинение о любимом педагоге. Я решила попробовать свои силы.

Вряд ли стоит задавать вопрос, о ком писала сочинение девушка. Конечно, ключевым персонажем ее работы стала Татьяна Обабко.

– В конкурсе участвовало человек сто, тексты набирали в компьютерном классе группами, – вспоминает Елизавета. – Были ребята, которые звонили родителям, работающим за рубежом переводчиками в посольствах, и те подсказывали им, что и как писать, некоторым родственники или педагоги буквально надиктовывали сочинения. А я, как учила нас Татьяна Глебовна, начала с рассказа о себе, о том, зачем учу английский, в каких школах занимаюсь, и потом непосредственно к теме перешла. На победу не рассчитывала, думала просто попробовать силы. Но вот объявили фамилии трех победителей, в том числе и мою, сохраняя интригу, не называя присужденных мест. Думала, что я третья. А на заключительном гала-концерте – нас звезды кино награждали – я вдруг одна на сцене осталась, поняла: первое место – мое! А когда открылось, что главный приз – двухнедельный обучающий тур в Лондон, испытала чувство небывалой радости!

Интересуюсь, что же написала Елизавета в сочинении о любимом учителе.

– Прежде всего, что благодаря Татьяне Глебовне я поняла себя, определилась с выбором профессии. Что посчастливилось встретить настоящего учителя. Еще о том, как она ведет занятия, с любовью и по-доброму относится к каждому ученику, что с ней всегда интересно, так что не хочется расставаться…

– А что тебе нравится в занятиях больше всего? – спрашиваю, предвкушая стереотипный ответ «читать» или «переводить тексты».

– Играть в конце урока, – улыбается восьмиклассница, невольно выдавая главный секрет своей наставницы, сумевшей сохранить живую жилку детской непосредственности в занятиях с давно повзрослевшими, по меркам нашей суровой современности, детьми.

Необходимая, как… радость! / Газета «Ставропольская правда» / 16 февраля 2011 г.