© Фото: из архива газеты «СП»

– Татьяна Яковлевна, основная идея нового нормативного акта – человек становится главным элементом системы обязательного медицинского страхования. Звучит красиво, но вот верится с трудом...

– Это действительно так. Закон создает условия, когда в застрахованном гражданине заинтересованы и страховая организация, и медицинская. Вас обязаны будут прикрепить на обслуживание в той поликлинике, которую вы выберете. За работу с каждым больным поликлиники и больницы получат деньги от страховой медицинской организации. Поэтому со сменой системы финансирования в здравоохранении, когда за каждым пациентом придет оплата по полному тарифу, у медицинских организаций появится мотивация конкурировать между собой за пациентов. Каким образом? Повышать качество обслуживания! Чем больше будет пациентов, тем больше финансовый поток, способствующий дальнейшему развитию поликлиники.

– Законом предусмотрено право выбора гражданином страховой медицинской организации. Как это будет осуществляется на практике?

– Во-первых, отмечу, что выбор или замена страховой медицинской организации осуществляется каждым, кто достиг совершеннолетия (для ребенка – его родителями или другими законными представителями). Выбор может быть сделан из числа страховых медицинских организаций, которые работают на территории Ставропольского края. С формой заявления и перечнем необходимых документов можно ознакомиться непосредственно в страховой медицинской организации или на их официальных сайтах и сайте СКФОМС. При этом, чтобы не допустить хаоса в формировании списков застрахованных и обеспечить планомерное финансирование программы ОМС, определено, что замена страховой медицинской организации может осуществляться один раз в год не позднее первого ноября. При смене адреса регистрации – в течение месяца, и только в том случае, если по месту нового жительства отсутствует организация, в которой человек был застрахован ранее. Если в установленные сроки (до первого ноября) кто-то не сделал выбора, то на следующий год он считается застрахованным в своей прежней страховой медицинской организации.

– А если меня по каким-либо объективным причинам не устраивает работа той или иной поликлиники, я ее тоже могу сменить?

– Да, можете, согласно статье 16 Закона об ОМС. Кроме этого по заявлению можно выбрать и лечащего врача с его согласия. Для этого необходимо будет подать заявление на имя главного врача поликлиники. Такой выбор можно будет осуществлять не чаще одного раза в год (за исключением случаев изменения места жительства).

– Предположим, у меня в полисе написано, что он действует до 31 декабря 2010 года, мне нужно продлить такой полис?

– Заменить нынешний полис на полис единого образца, о котором говорится в законе, можно будет с первого мая 2011 года. К этому времени мы должны получить бланки новых полисов. Однако с заменой можно не спешить, поскольку еще длительное время будет действовать «старый» полис. Со временем все полисы ОМС будут заменены на универсальную электронную карту. Но это произойдет через несколько лет.

– В чем разница между базовой и территориальной программами ОМС?

– Для застрахованных законодательно определено право на получение медицинской помощи бесплатно на всей территории Российской Федерации только в объеме базовой программы ОМС, а на территории субъекта РФ, где выдан полис, – в объеме территориальной программы обязательного медицинского страхования. В чем заключаются отличия? Территориальные программы по предоставляемым видам и объемам медицинской помощи не могут быть меньше, чем базовая программа ОМС. Но могут быть больше – за счет дополнительных объемов и видов медицинской помощи, предоставляемых жителям конкретного региона бесплатно. Таким образом, в одном регионе застрахованный может получить медицинскую помощь в расширенном объеме, а в другом регионе, где он оказался по каким-либо причинам и заболел, только в объеме, предусмотренном базовой программой обязательного медицинского страхования в соответствии со статьей 16 этого Федерального закона.

– В случае если кто-то приехал из другого региона, а с ним случилось непредвиденное и требуется медицинская помощь, на что он вправе рассчитывать?

– Любой россиянин, а также иностранные граждане в соответствии с законодательством РФ имеют право на получение медицинской помощи. Что касается медицинской помощи приезжим, то при наличии полиса она оказывается бесплатно: экстренная – безотлагательно, плановая – по направлению в порядке очереди. Пациент, обратившись в медицинские организации, представляет документы – паспорт и страховой полис. Далее в процессе лечения медицинские организации выставляют в территориальный фонд ОМС счета за оказанную помощь. Фонд возмещает их затраты, после этого выставляет счета территориальным фондам по месту постоянной регистрации граждан.

– Если страхового полиса нет, а человек нуждается в медицинской помощи, что остается делать?

– Отсутствие страхового полиса не может являться основанием для отказа в оказании медицинской помощи при экстренных и неотложных состояниях.

– О чем необходимо помнить выезжающим за пределы своего региона?

– Конечно, не забывать брать с собой наряду с паспортом и полис ОМС. Если с вами едет ребенок, точно так же с его свидетельством о рождении возьмите и его полис ОМС. И помните: если у вас возникают проблемы с получением медицинской помощи на территории одного из субъектов РФ (допустим, медицинская организация вам отказывает в бесплатной помощи и пытается навязать платные услуги), вы немедленно звоните в страховую медицинскую организацию по телефону, указанному в полисе, или нам в исполнительную дирекцию СКФОМС по телефону «горячей линии» (8652) 94-11-35, и мы урегулируем все эти проблемы. Смело набирайте эти номера либо высылайте электронное сообщение на наш сайт: www.skfoms.ru. У нас налажены контакты с коллегами из всех фондов ОМС по стране, поэтому вопросы, касающиеся лечения, мы обязательно решим – это входит в нашу обязанность.

Пациент имеет право... / Газета «Ставропольская правда» / 8 февраля 2011 г.