Борис Булгаков о проблемах и задачах госавтоинспекции
- Борис Федорович, как, на ваш взгляд, за эти годы изменился «портрет» автомобилиста?
- Изменился он не в лучшую сторону. Влияет на это и некачественный процесс обучения вождению, и воспитание человека, да и темп жизни, ускоряясь, заставляет и в автомобиле двигаться быстрее. К сожалению, слишком часто участники дорожного движения не уважают друг друга - отсюда и печальная статистика.
- 2010 год ознаменовался целой серией ужесточающих поправок в «автомобильную» главу КоАП РФ, которые были призваны снизить аварийность на российских дорогах. Оправдались надежды?
- Не в полном объеме: аварийность на дорогах края хоть и снижается, но черепашьими темпами. За прошлый год зарегистрировано 2762 ДТП, что всего на 1,2 процента меньше, чем в 2009 году. На 1,3 процента уменьшилось количество раненых и на 1,7 процента — погибших в авариях людей. Зато на четверть снижено число происшествий с участием нетрезвых водителей — таких ДТП в прошлом году было всего 105. Безусловную обеспокоенность вызывает двухпроцентный рост детского дорожно-транспортного травматизма — в прошлом году зафиксировано 275 таких случаев и увеличение на три процента фактов наездов на пешеходов, которых произошло 570.
Основной причиной дорожно-транспортных происшествий остается человеческий фактор: непредоставление преимущества в движении пешеходам, нарушение ПДД самими пешеходами, превышение скорости и выезд на встречную полосу. И, конечно же, не радует состояние транспортных сетей: каждому третьему ДТП в крае сопутствовали неудовлетворительные дорожные условия.
- Как все-таки снизить количество аварий?
- На сегодня административными мерами мы уже добились значительного снижения уровня аварийности. Выполняя требования и указания МВД России, ДОБДД МВД РФ, личный состав подразделений ГИБДД края был нацелен на выявление грубых нарушений Правил дорожного движения и максимальное исключение фиксации незначительных нарушений, не влияющих на состояние аварийности. Всего в прошлом году нашими сотрудниками пресечено 556000 нарушений ПДД, из них 310000 грубых. В суды направлено более 29 тысяч материалов, в административном порядке арестованы 3230 граждан.
Но этого недостаточно. Очень важно с учетом увеличения автотранспортного парка сейчас решить дорожный вопрос. Назрела острая необходимость в строительстве новых комфортных автомагистралей с разноуровневыми развязками. Жесткие административные меры заставляют водителя сегодня соблюдать Правила дорожного движения, а состояние и пропускная способность дорог провоцируют их нарушать. Так что был усилен и контроль в области дорожного надзора: число предписаний, выданных должностным и юридическим лицам дорожных, коммунальных предприятий и организаций, возросло на 3,1 процента, за их невыполнение к ответственности привлечены 637 руководителей.
- Как известно, в области обеспечения безопасного движения есть перманентные проблемы, «кочующие» из года в год. Какие из них характерны для нашего региона?
- В основной массе это вопросы организации дорожного движения, в частности, отсутствие проектов и схем, разработкой которых должны заниматься органы местного само-управления. Однако на сегодняшний день для дорог и улиц городов и сел края необходимо 9656 проектов организации дорожного движения, а разработано всего 3724 проекта. Очень отрицательно на уровне организации дорожного движения сказывается хаотичное выделение органами местного самоуправления земельных участков под строительство зданий, что не позволяет оперативно решать вопросы антитеррористической направленности в части создания зон безопасности. А неразумное выделение земельных участков под застройку непосредственно возле проезжих частей делает невозможным и саму реконструкцию дороги.
До сих пор не решены вопросы, связанные с созданием на территории городов и сел специализированных муниципальных стоянок для хранения задержанных транспортных средств. Направленные нами соответствующие обращения в адрес глав администраций и в органы прокуратуры до настоящего времени не решили указанную проблему.
- К тому же и вопрос обустройства остановок общественного транспорта и недостатков в организации самих пассажирских перевозок тоже стоит очень остро.
- Более чем. Так, из 3272 имеющихся на сегодняшний день в Ставропольском крае остановок 1036 не отвечают нормативным требованиям, к тому же край нуждается в строительстве еще 357 остановочных пунктов. Для решения этой проблемы, в том числе устранения недостатков в состоянии дорог и улиц, по которым проходят маршруты общественного транспорта, Госавтоинспекцией только в текущем году выдано 1758 предписаний должностным лицам, 339 - юридическим и выдано 141 техническое задание. К административной ответственности за их неисполнение привлечено 709 должностных и 71 юридическое лицо. Что касается пассажирских перевозок, до сих пор не обеспечено исполнение требований постановления Правительства Российской Федерации в плане оборудования автобусов ремнями безопасности. Сотрудниками подразделений ГИБДД края в 2010 году выдано 519 предписаний юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на дооборудование мест для сидения пассажиров автобусов ремнями безопасности и проведено 518 контрольных проверок хода их исполнения. Но только 78 процентов автобусов, осуществляющих междугородние перевозки пассажиров, сейчас оборудовано ремнями безопасности в установленном законом порядке. Да и техническое состояние парка транспорта оставляет желать лучшего. За 2010 год сотрудниками ГИБДД при проведении профилактической работы в автотранспортных предприятиях выявлено более 55 тысяч транспортных средств с техническими неисправностями, из них запрещена эксплуатация со снятием регистрационных знаков более 4 тысяч единиц. В прохождении государственного технического осмотра по причине неисправности отказано более 26 тысячам автомашин. Особую озабоченность вызывает и «возраст» пассажирского транспорта: из 20 тысяч автобусов, зарегистрированных на территории края, более половины эксплуатируется свыше 10 лет, и только около 5 тысяч имеют срок эксплуатации до 5 лет.
- А как вы оцениваете техническое состояние личного автопарка жителей края?
- Уровень достаточно высокий. Большинство наших земляков все-таки стараются следить за «здоровьем» своего автомобиля. И программа по утилизации авто, несомненно, позитивно повлияла на общий уровень технического состояния «железных коней».
- В начале нашей беседы вы упомянули, что наблюдается рост детского дорожно-транспортного травматизма. С чем связана эта тревожная тенденция?
- Да, цифры удручают: в прошлом году 26 детей погибли и 270 получили ранения. Анализ показывает, что в пятидесяти процентах случаев пострадали дети-пешеходы, в тридцати — дети-пассажиры. Более 15 процентов автоаварий произошло из-за незнания или невыполнения маленькими участниками дорожного движения ПДД. В 17 из 26 летальных случаев дети - их возраст составлял от 2 до 11 лет - находились в момент аварий вблизи места своего проживания на проезжей части дорог без должного контроля со стороны взрослых.
Чтобы сберечь детские жизни, нами проделана большая работа. Хорошо зарекомендовала себя практика проведения массовых детских праздников, крупномасштабных акций. Кроме того, Управлением ГИБДД подготовлено 9000 выступлений в СМИ, более 20 тысяч пропагандистских бесед в дошкольных и образовательных учреждениях. Десятки тысяч детей по краю объединены в отряды юных инспекторов движения. Я уверен, что гораздо активнее, чем ныне, нужно создавать и развивать детские автогородки и площадки, автодромы, велосипедные дорожки, иные сооружения, предназначенные для обучения ПДД, проведения занятий и отдыха детей, дающие возможность использовать различные виды транспорта: картинги, велосипеды, мопеды, багги. Но, похоже, кроме Предгорного, Ипатовского районов, городов Ставрополя и Пятигорска, эта работа нигде не ведется. А ведь очень важно научить ребенка с ранних лет безопасному поведению на дороге. Это сокращает риск получения им травм, будучи пешеходом. Акцент на детях не случаен, через несколько лет это - подросток на мопеде, затем — молодой водитель автомобиля.
- Что вы хотели бы пожелать участникам дорожного движения в этом году?
- Как говорится, ни гвоздя, ни жезла. То есть ровных, безопасных дорог и внутренней дисциплины, заставляющей уважать как свои, так и чужие здоровье и жизнь и к тому же не дающей повода инспекторам ГИБДД занести вас в базу данных как правонарушителей.
5 февраля 2011 года