Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ)

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ)

© Коллаж В. КОВАЛЕНКО

Именно таким печальным положением дел и объяснил Уполномоченный по правам человека в СК А. Селюков свою инициативу: он предложил депутатам краевой Думы, представителям правительства, органов местного самоуправления, предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса совместно обсудить масштабы нарушений прав и законных интересов жителей Ставрополья в сфере ЖКХ. На созванном по этому поводу расширенном заседании комитета по промышленности, энергетике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству А. Селюков пояснил, что среди обращений в его аппарат жалобы на произвол и недобросовестность коммунальщиков в последние два года вышли на первый план. И, к сожалению, в большинстве случаев недовольство людей вполне обоснованно.

Обычные законы рынка, подчеркнул в своем докладе А. Селюков, в российском ЖКХ почему-то не действуют. Если, как правило, продавец чуть ли «не стелется» перед потенциальным покупателем, уговаривая купить у него товар, то управляющие компании и поставщики коммунальных ресурсов ведут себя с точностью до наоборот. Правила игры устанавливают именно они, насильно навязывая их и потребителям, и властям. «Примеров бесцеремонного поведения поставщиков немало. Нормально ли, что весь многоэтажный дом может быть отключен от электроэнергии, если несколько его жильцов задолжали за свет?» – возмутился омбудсмен.

Еще более резко он высказался о муниципальной власти на Ставрополье: практика показывает, что органы местного самоуправления часто теряют контроль даже над деятельностью зависящих от них коммунальных МУПов, не говоря уже о рынке частных услуг в жилищном секторе того или иного населенного пункта. Как прозвучало, формально, по бумагам, практически все чисто да гладко, между тем население давно не видит союзника в лице местной власти. Даже самые заурядные вопросы люди вынуждены решать отнюдь не в кабинетах сельсоветов, а в судах и других инстанциях...

С этими выводами согласился и глава краевого комитета по жилищно-коммунальному хозяйству А. Скорняков, подтвердивший, что столь масштабно развернувшаяся реформа ЖКХ пока вызывает лишь массу вопросов. Собственники жилья вдруг оказались, по сути, один на один с управляющими компаниями и поставщиками ресурсов, да и доходы россиян растут существенно медленнее, чем их регулярные затраты на оплату «коммуналки». Тем не менее краевые власти на данном этапе вряд ли смогут коренным образом изменить положение дел – остаются громадные правовые пробелы. Во-первых, отсутствуют реальные рычаги контроля, и многое зависит от порядочности и ответственности самих коммунальных предприятий. А учитывая, что главная цель их деятельности – получение прибыли, то добросовестное исполнение обязанностей и удовлетворение нужд потребителей в погоне за рублем отходит на второй план. Во-вторых, коммунальщики вели бы себя ответственнее, будь в законодательстве конкретно прописаны требования к ним. Сейчас, к примеру, попросту не существует стандартов обслуживания жилья, да и практически нельзя проследить прозрачность использования средств, собираемых с собственников квартир на содержание многоэтажек. Потому управляющие компании и не стали тем буфером, на который изначально так рассчитывали власти и который смягчал бы отношения между людьми и поставщиками коммунальных ресурсов. Хотя, уточнил А. Скорняков, можно считать, что лед тронулся: на федеральном уровне уже объявлено о скором внесении изменений в жилищное законодательство. Предполагается, что особое внимание будет уделено как раз регламентации деятельности управляющих компаний, шлифовке деталей их договорных отношений с жильцами.

Однако и такая постановка вопроса, по сути, нарушает права граждан, заметил А. Селюков. Ведь, получая ту или иную услугу и оплачивая ее, гражданин не обязан учитывать, есть ли на это у государства финансовые или правовые ресурсы и какие в этом плане имеются объективные трудности. К слову, на заседании неоднократно был поднят вопрос об инертности населения в «жилищно-коммунальных делах». Общие собрания жильцов многоквартирных домов, где бы набирался кворум для решения тех или иных вопросов, это по-прежнему большая редкость. Кстати, именно пассивность собственников жилья, прозвучало на встрече, к сожалению, стала в последнее время удобной отговоркой для местных властей, нередко не желающих разбираться в возникающих проблемах. Между тем, отметил депутат А. Сысоев, глупо было бы требовать высокого уровня правосознания у людей, когда им досталось не особо хорошее «наследство» от предыдущего собственника жилого фонда – то есть государства. Депутат Е. Письменный добавил, что рычаги на самом деле у муниципалов имеются: это, как минимум, законы о самоуправлении и муниципальной службе. Там прописано, что в обязанности местной власти входит защита интересов населения.

Безусловно, оперативное решение вороха копившихся годами проблем от состоявшегося заседания ждать было напрасно. Тем не менее надо отметить, что в крае столь подробный разговор с привлечением всех заинтересованных сторон можно пока назвать в числе исключений. Депутаты Думы СК объявили о том, что теперь будет уделено особое внимание контролю за соблюдением на местах законодательства края в жилищно-коммунальной сфере. Они намерены увеличить число выездов по обращениям ставропольцев. Кроме того, по-прежнему сохраняют твердую решимость отстаивать законные права и интересы жителей края во всех инстанциях и в аппарате Уполномоченного по правам человека в СК.

Юлия ЮТКИНА

Лед тронулся?.. / Газета «Ставропольская правда» / 29 января 2011 г.