Рождество Христово. Андрей Рублев

Рождество Христово. Андрей Рублев

Иконография Рождества Христова складывалась постепенно, как и богослужение праздника, однако основные ее черты наметились уже в раннехристианский период. Основными источниками иконографии стали Евангелие и церковное предание.

На Руси образы Рождества были чрезвычайно популярны. Конечно, русские иконописцы следовали византийской иконографической схеме, но дополняли ее различными подробностями и деталями. Рождественский цикл уже в XI-XII веках почти всегда представал в расширенном варианте, в который включалось, к примеру, не только поклонение волхвов, но и их путешествие со звездой. Так, конные изображения восточных мудрецов присутствуют в монументальной живописи собора Антониева монастыря в Новгороде, соборе Мирожского монастыря в Пскове, Борисоглебской церкви в Кидекше и Кирилловской церкви в Киеве (все – ХII века).

Особую популярность на Руси получили иконы с изображением Собора Богоматери. Этот праздник отмечается на следующий день после Рождества Христова и по смыслу и характеру богослужения тесно с ним связан. 26 декабря (по новому стилю – 8 января) христиане чествуют Пресвятую Деву как Матерь Сына Божия, послужившую тайне Боговоплощения. Иконография собора Богоматери тоже складывалась постепенно, на основе собственно иконографии Рождества, с изменениями под влиянием текста рождественской стихиры: «Что Ти принесем, Христе, яко явился еси на земли, яко человек нас ради: каждого от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: ангели пение, небеса звезду, волсви дары, пастыри дивление, земля вертеп, пустыня ясли, мы же, Матерь Деву…». Центром композиции становится образ Богоматери на престоле с младенцем на коленях, позади престола могут изображаться ясли Спасителя. Богоматери поклоняются волхвы и пастыри.

Одним из ярчайших и выразительных образцов русской иконы по праву считается «Рождество Христово» работы знаменитого иконописца Андрея Рублева, датируемое 1405 годом (на снимке). В центре иконы – Богородица, благодаря которой произошло величайшее таинство пришествия Бога в мир. Лик Богородицы обращен не ко Христу, а к нам: на первый взгляд, странно – ведь обычно мать после рождения ребенка глаз от него не может оторвать – таким он видится ей прекрасным! Но ведь перед нами не картина, на которой просто изображены события той ночи. В иконе каждая деталь наполнена смыслом. Вот и поворот лика Божией Матери к нам, глядящим на икону, говорит о том, что отныне Она становится заступницей рода человеческого и что мы можем обращаться к Ней со своими молитвами.

Фигурка младенца Христа – самая маленькая на иконе. Он туго завернут в пеленки, неподвижен и кажется беспомощным. В таком изображении Христа иконописец хочет передать нам очень важную мысль: Сын Божий приходит в мир не в Своем величии и блеске, не для того, чтобы Ему поклонялись и служили люди, а для того, чтобы Самому послужить им, спасти их от вечной смерти. Приходит тихо и скромно, почти незаметно. Вот почему фигурка Христа так мала.

Но именно на нее указывает Вифлеемская звезда, которая привела волхвов. Над головой Христа изображен полукруг – условное обозначение неба. В небе сияет Вифлеемская звезда. Лучи ее спускаются прямо к голове Младенца, они указывают на Него. Они словно говорят: Он один может спасти людей от гибели!

Вверху, слева и справа, изображены ангелы. Они несут людям великую и радостную весть о рождении Спасителя.

Постоим у светлого образа / Газета «Ставропольская правда» / 6 января 2011 г.