Журналист пробует профессию милиционера
Журналистов не просто пригласили в милицейские ряды, но и выдали на время несения «службы» форменную одежду. По задумке, это позволит им на личном опыте прочувствовать трудности, с которыми стражи порядка сталкиваются ежедневно, а затем объективно рассказать о милицейских буднях жителям края со страниц газет и телеэкранов. Мой выбор пал на стражей дорог. Ведь не секрет, что многие водители гаишников, мягко говоря, не жалуют и считают, что их «природное предназначение» – мотать водителям нервы, налагать незаслуженные штрафы и брать взятки направо и налево. А если посмотреть на дорожную обстановку и ситуацию в целом из окна патрульного автомобиля? Тогда вырисовывается совершенно иная картина...
Утро в отдельном батальоне ДПС по Ставрополю начинается с развода на службу, инструктажа патрулей об оперативной обстановке и правилах личной безопасности, получения табельного оружия. И вот я уже в авто с проблесковым маячком и, выражаясь казенным языком, цветографическими наклейками на бортах. Мои «кураторы» - майор милиции Владимир Кушнер и лейтенант Рамазан Микитов. Наша точка дислокации - «круг» около Южного рынка в краевом центре. Зябко, ветрено, неуютно. Мучительно сдерживаю зевоту, мечтая, как бы было хорошо сейчас оказаться дома, на диване с чашкой горячего кофе. Исподтишка поглядываю на инспекторов - небось тоже мечтают о тепле и покое. Но нет - их лица сосредоточены, глаза, как радары, скользят по потоку машин. Ни усталости, ни хандры...
- Сегодня понедельник – нарушений будет мало. Вот в выходные, а особенно праздничные дни их намного больше. «Культурно отдыхать» без спиртного далеко не все привыкли, – отмечает Владимир. - Но расслабляться не стоит - безумцев хватает в любой день.
И действительно: в первый час нашего дежурства все автолюбители как на подбор ехали без превышения скорости, с включенным ближним светом, вежливо тормозили перед «зеброй», пропуская пешеходов. Красота, да и только. Может, в путь-дорогу с утра понедельника выехали только законопослушные граждане, а может, прыть водителей сдерживала «патрулька», виднеющаяся из-за елки...
Но вот первая «ласточка» - ВАЗ-21144, судя по регистрационным знакам, из соседней республики, едет с выключенными фарами, на выезде с круга нарушает рядность. Взмах жезла, трель свистка, и «четырнадцатая» причаливает у обочины. Водителя, юного паренька, приглашают в патрульный автомобиль проверить по базе данных. Пассажиры - две женщины и мужчина - тоже покидают салон и встревоженно переглядываются.
- Командир, отпусти, спешу, сестру из больницы только забрал, она после операции, плохо себя чувствует, скорей домой надо, - начинает причитать гость края, даже не удосужившись выслушать инспекторов - по какой причине те его остановили.
- Отпущу, с собой не возьму, - добродушно басит Рамазан. - Сейчас запрос сделаю, если все в порядке - езжайте с богом.
Через пару минут машина и личность водителя «пробиты» по базе данных, никакого криминала за ними нет. На прощание автовладельцу сделано строгое внушение, чтобы не забывал включать ближний свет, и высказано пожелание счастливого пути.
- У нас указание: поскольку правила ездить с включенным ближним светом даже по городу введены недавно, то на первых порах можно не штрафовать водителей за это нарушение. Пока ограничиваемся предупреждением. Пусть люди привыкнут ездить по-новому, - поясняет мне В. Кушнер, когда я интересуюсь, почему за «слепую езду» водителю не выписан штраф.
Спустя минут десять около инспекторов тормозит древний «жигуленок», из которого вылезает водитель весьма почтенного возраста. Причина остановки - дедуля совершенно запутался в новых правилах кругового движения. С вопросом, как ему преодолеть «кольцо» Южного рынка - по-старому или по объявленному евростандарту, он решил обратиться к компетентным людям. Пенсионеру терпеливо объясняют, что в данный исторический момент по данному конкретному «кругу» нужно ездить по-старому, то есть по «правилу правой руки» - пропуская транспортные средства, приближающиеся справа. Поскольку иных знаков здесь не установлено. Но на других аналогичных развязках нужно быть бдительным - некоторые из них уже «настроены» на новый лад и оснащены соответствующими знаками и указателями. Успокоенный дедок ныряет за руль и произносит: «Спасибо, сынки». А поглядев на меня, добавляет: «И тебе, дочка».
- Беда с этим круговым движением, - сетует Кушнер. - Объявить о новых правилах объявили, а оснастить соответствующим образом дорожные «кольца» забыли. Народ и путается. Особенно в первые дни было - не приведи господь...
Следующая наша «добыча» - «жигуленок» из Краснодарского края с прицепом, в котором клетки для перевозки кур. Причина остановки - езда без света. Причем какая-то неуверенная - водитель явно «плутает», не зная дороги. Выясняется, что краснодарцы и впрямь заблудились, разыскивая то ли птицеферму, то ли какого-то птицевода, чтобы забрать наседок. Однако выясняется и еще одна весьма любопытная подробность: у них при себе вообще нет документов, в т. ч. и на машину. Где они? Мужики только пожимают плечами: мол, вчера все «бумаги» были, а сегодня как сквозь землю провалились. А это уже серьезный повод подзадержаться в Ставрополе - В. Кушнер объявляет незадачливым птицеводам, что, ежели документы не найдутся, авто отгонят на штрафстоянку. Перспектива не из веселых, и кубанцы в поисках своих «корочек» переворачивают буквально вверх дном салон своей легковушки. Минут через 15 - ура! - все нашлось: документы каким-то неведомым образом завалились за сиденье. С легким сердцем (и включенным по настоянию инспекторов ближним светом) птицеводы отправляются за своим живым товаром.
...Всего же за день, в который мне довелось «дежурить», наш экипаж составил шесть протоколов об административных правонарушениях: четыре - на водителей за превышение скорости, непристегнутые ремни безопасности и перевозку ребенка без специального удерживающего устройства. И два - в отношении пешеходов, ленившихся дойти пару десятков метров до «зебры» и норовивших проскочить через проезжую часть, «где бог на душу положит». Странно, но и процедуры наложения штрафов прошли как-то буднично: ни тебе, как это порой случается, возмущенных «выступлений» водителей по поводу притеснений со стороны ГАИ, ни выпадов пешеходов по тому же поводу. Провинившиеся безропотно признавали свою вину и подписывали протоколы. Да и инспекторы вели себя весьма корректно и вежливо, не давая повода для недовольства. Может быть, экипаж ГАИ, с которым я дежурила, какой-нибудь образцово-показательный, а Владимира и Рамазана смущало присутствие в машине журналиста? Да нет, вряд ли. Скорее всего, гаишники, как, впрочем, и водители с пешеходами, бывают разными.
17 декабря 2010 года