15:47, 26 ноября 2010 года

Кисловодская высокогорная научная станция – наукоград на плато Шаджатмаз

От Кисловодска по горной дороге, которую сейчас активно обустраивают в связи с намерением создать на северном склоне Эльбруса горнолыжный курорт международного уровня, надо проехать всего два десятка километров, - и вы попадете на плато Шаджатмаз. Здесь, на высоте 2070 метров, почти у подножия Эльбруса, образовался целый научный городок. Свои станции в этом изумительном уголке Северного Кавказа разместили Главная (Пулковская) обсерватория Академии наук России, Государственный астрономический институт имени Штернберга Московского госуниверситета. Что касается КВНС Института физики атмосферы, то ее сотрудники, через день сменяя друг друга, работают на плато Шаджатмаз с 1978 года.

Почему именно здесь – понятно: кристально прозрачный воздух; на многие километры вокруг – никаких загрязнителей. Соответственно, легче уловить появление в атмосфере примесей, изменение газового состава. Приборы КВНС не раз обнаруживали аэрозоль (мельчайшую пыль), которую атмосферные течения приносят на Эльбрус аж из Африки!

- А почему КВНС образована именно в конце 70-х? - спрашиваю начальника Кисловодской высокогорной научной станции Араба Арабова.

- Если помните, в те годы в газетах, на телевидении без конца говорили о разрушении озонового слоя атмосферы, о том, чем это грозит человечеству, - вспоминает Араб Якубович. – Тогда-то меня первого из сотрудников Института физики атмосферы направили в экспедицию в Антарктиду, где американцы обнаружили так называемую озоновую дыру. А в самом институте сначала создали лабораторию для измерения общего содержания атмосферного озона, а потом и станцию в Кисловодске.

Поразительно, но губительное для жизни ультрафиолетовое излучение Солнца задерживает озоновая пленка толщиной всего в три миллиметра - это если весь атмосферный озон, без примесей, равномерно распределить вокруг земного шара. Но равномерно не получается. А то что американцы в конце 70-х годов обнаружили над Антарктидой, озоновой дырой, по сути, не является. Просто там содержание озона упало со стандартных 300 единиц Добсона до 100 единиц, то есть втрое. Аналогичное явление мы отмечали над Якутией. Однако недостающий озон в атмосфере довольно быстро восстанавливается.

...Впрочем, это не повод для благодушия. Дамоклов меч губительного ультрафиолетового излучения висит над человечеством. И оно пытается упредить беду. Создана и постоянно стоит на страже Мировая озонометрическая сеть. Кисловодская высокогорная научная станция в ней зарегистрирована под номером 282. Араб Арабов и научные сотрудники станции регулярно готовят отчеты о своих измерениях содержания озона в атмосфере и направляют их в канадский город Торонто, где располагается штаб-квартира Мировой озонометрической сети.

Есть и другой газ, за содержанием которого в атмосфере пристально следят специалисты, ибо от него тоже зависит будущее человечества и всей планеты. Это двуокись углерода.

- Устанавливаем оборудование в машине; едем до Минеральных Вод, Георгиевска и по пути берем пробы воздуха, - рассказывает Араб Арабов. - В курортном регионе почти нет промышленных предприятий, загрязняющих атмосферу. Но много котельных, сжигающих газ, и переизбыток транспорта. Поэтому в иные дни, когда воздух в Кисловодске застаивается, содержание углекислого газа и других примесей в некоторых его районах превышает предельно допустимую концентрацию. В решении этой проблемы мы сотрудничаем с Институтом курортологии, подразделениями Роспотребнадзора на Кавказских Минеральных Водах.

* * * 

Уже много лет идут разговоры о строительстве в Кисловодске солнечной электростанции, но где они, инвесторы?..

«Лоцманы воздушного океана»
Газета «Ставропольская правда»
17 декабря 2010 года