09:07, 24 ноября 2010 года

Бюджет Ставропольского края 2011 - развитие после кризиса

Это красноречиво свидетельствует как о качественной работе правительства при разработке проекта бюджета, так и о хорошо отлаженном взаимодействии двух ветвей краевой власти, считает депутат ГДСК Р. САВИЧЕВ, входящий в состав думского комитета по экономическому развитию, торговле, инвестициям и собственности.

- Понятно, что со стороны намного интереснее наблюдать за жаркими дискуссиями и бюджетные законопроекты на региональном и федеральном уровне, как правило, дают много поводов для политических споров. Но ведь основная работа ведется отнюдь не таким образом: качество законопроекта и его жизнеспособность складываются не из того, кто кого «перекричит» по той или иной позиции в зале заседания. Должны приниматься взвешенные и продуманные решения, которые учитывали бы весь комплекс актуальных проблем и реальные возможности бюджета. А прийти к единому знаменателю невозможно без переговоров, предварительных обсуждений, согласований и т. д.

Не понаслышке зная это, краевые депутаты включаются в процесс бюджетного планирования задолго до поступления сверстанного проекта на рассмотрение в парламент. Такой люфт времени позволяет минфину и думским комитетам найти оптимальные варианты распределения средств по отдельным отраслям и направлениям. Вот и по бюджету-2011 удалось выдержать ранее взятый социально ориентированный курс, выбрав в приоритеты на год соцзащиту, модернизацию краевого здравоохранения и развитие дорожной инфраструктуры.

– Считается, что основные кризисные явления в российской экономике остались позади. Краевая бюджетная «арифметика» на следующий год внушает депутатам оптимизм?

- Да, впечатление от главного финансового законопроекта на 2011 год совершенно иное, чем было годом ранее. Много говорилось о том, что кризис Ставрополье в сравнении со многими другими российскими регионами переживало не столь драматично. Тем не менее в крае пришлось, как говорится, затянуть пояса. Львиную долю наших бюджетных расходов составляют социальные обязательства, строгое исполнение которых оставило не так много финансовой свободы для серьезной поддержки экономики развития. И вот почти при том же объеме публичных обязательств перед населением и некоторым уменьшением подпитки из федерального «кошелька» наконец наметился крен в другую сторону: в первом посткризисном бюджете Ставропольского края очевидны точки роста. Все реальнее становится для региона экономика развития, способная значительно прирастить и стабилизировать налоговую базу.

Так, если начать с общих цифр, то мы видим, что доходы региональной казны спрогнозированы в объеме почти 52,6 млрд рублей. Это почти на 2,2 млрд, или пять процентов, больше того, что значилось в этой же графе в бюджете-2010. Здесь важно обратить внимание как раз на рост налоговых поступлений, чего край оказался лишен в кризис. Это означает, что реальный сектор экономики действительно приходит в норму. К примеру, минфин рассчитывает, что сборы по налогу на прибыль в крае в следующем году вырастут на 52,7 процента. Это ли не повод для оптимизма! Причем вполне здорового, ведь опыт 2009-2010 годов заставил краевые власти реалистично подходить к прогнозным расчетам поступлений по основным налогам.

Радует и будущая картина по второму ключевому для бюджета источнику – налогу на доходы физлиц. Ожидается, что работающее население отчислит в краевую казну на 9,4 процента больше, чем в этом году. То есть примерно в этих же пределах, получается, вырастут и реальные доходы ставропольцев. Учитывая, что российское правительство в 2011 году рассчитывает на инфляцию не больше 6,5 процента, это еще одно подтверждение, что кризисная «лихорадка» сходит на нет.

– Тем не менее не все доходные статьи бюджета покажут плюс. Есть и практически обездвиженные позиции – к примеру, налог на имущество организаций. Это как-то странно на фоне реализуемых на Ставрополье инвестиционных проектов…

- То, что ожидается нулевой прирост по имущественному налогу, конечно, плохо. Как показывают голые цифры, край, по сути, стоит на месте в плане наращивания производственных мощностей. Получается, что ввод новых производств на Ставрополье пока полностью «съедается» амортизацией основных фондов. Но для стадии выкарабкивания из кризиса это вполне нормально. Впереди год, когда предприятия снова начнут зарабатывать и получать реальную прибыль. При благоприятной экономической ситуации ее часть, безусловно, потом будет потрачена на производственное переоборудование и расширение мощностей. Но это отразится на формировании казны чуть позже.

Что касается других статей доходов краевого бюджета, на мой взгляд, более серьезную обеспокоенность должны вызывать «земельные» моменты. Мы видим по бюджетным цифрам, что край, к примеру, готов в следующем году продать не очень много участков, не назовешь солидными и доходы от сдачи земли в аренду. Ключевая причина одна – земельные массивы, находящиеся в собственности края, до сих пор остаются неоформленными. Более того, сотни тысяч гектаров по-прежнему включены в так называемый фонд перераспределения, и госсобственность на них не разграничена. Понятно, что от всего этого балласта отдача пока более чем скромная. И ситуацию без дополнительных вливаний не исправишь.

Известно, что процедуры оформления земель в силу разных обстоятельств затратны. Но по примеру некоторых других регионов, в свое время потратившихся на это, можно с уверенностью говорить: вложившись в оформление участков однажды, край обеспечит себя стабильными доходами еще на годы вперед.

– Роман Валерьевич, теперь вопрос о расходах. Депутатов не смущает отсутствие бюджетного баланса, то есть дефицит в несколько миллиардов рублей? Ведь наша казна еще не расплатилась по долгам, возникшим в кризис.

- Увеличение долговых обязательств краевого бюджета всегда дает повод для некоторых опасений и сомнений. Но с другой стороны, в ситуации, когда экономика наконец оживает, минимизировать ее финансовую поддержку из краевого кошелька нельзя. Минфин и минэкономразвития края четко определили точки роста. И если их своевременно не стимулировать, о каком бюджете развития можно говорить? Очень сложно было Ставрополью набрать нужные темпы развития, но то, что это удалось, очевидно. И нельзя отступать.

Тем более что краевое правительство, допуская такой минус при составлении проекта бюджета, не могло не рассчитать, за счет чего его планируется ликвидировать. Ясно, это один из первых вопросов, который зададут депутаты на ноябрьском заседании краевой Думы. Да и парламентарии, безусловно, прекрасно понимают, что отмена моратория на индексацию социальных выплат населению обойдется казне недешево, что в числе прочего добавит напряжения в процесс исполнения расходной части бюджета.

– «Накладной» в следующем году окажется не только индексация большинства пособий. «Социалка» действительно оттягивает на себя значительные средства…

- А иначе пока быть не может. И хорошо, что обе ветви краевой власти это понимают и сохраняют социальную ориентацию бюджета, подтверждая на практике свои обещания. Даже в самые трудные для региональной экономики времена не были допущены срывы по выплате заработной платы и выполнению публичных обязательств перед населением.

Как известно, в следующем году также намечена индексация зарплат: с 1 апреля – сотрудников правоохранительных органов, а с 1 июня – работников бюджетных учреждений. Более того, в проекте бюджета учтено дополнительное увеличение фонда оплаты труда работников учреждений соцзащиты и детских дошкольных учреждений, поскольку проблема там действительно имеется. Существенно – на 51,4 процента – увеличены по сравнению с текущим годом и объемы субсидий жителям края на оплату жилого помещения и услуг ЖКХ. На это краю придется потратить почти 2 млрд рублей. Все это в общей сложности, как вы заметили, «накладно» для бюджета, но необходимо учитывать, что люди во всем этом нуждаются, и власти не вправе оставлять их без поддержки.

При этом без внимания не остаются и другие приоритеты. И правительство, и Дума края при распределении средств делают серьезные акценты на инноватику, поддержку малого бизнеса и крупных инвестпроектов.

– На какие другие позиции вы также обратили особое внимание при знакомстве с бюджетным законопроектом?

- В этом плане к вышесказанному я добавлю пункт по финансированию в 2011 году деятельности Главного управления внутренних дел по Ставропольскому краю. По расчетам минфина, на исполнение своих полномочий ГУВД получит на 23 процента больше, чем в этом году, – почти 2,9 млрд рублей. Особенности оперативной работы в регионе, безусловно, требуют соответствующей финансовой «платформы» – то есть обеспечения сотрудникам милиции нормальных условий труда, включая и его достойную оплату. При этом, я считаю, что увеличения на 6,5 процента денежного довольствия сотрудников правоохранительных органов крайне недостаточно. Понятно, что на большее пока краевая казна не способна – в кармане нет свободных денег. Тем не менее этот вопрос останется особо актуальным на все ближайшее время, пока российская милиция будет перестраиваться под новые реалии, которые обозначены в Законе «О полиции», вступающем в силу уже в следующем году. Реформирование, которое проводится сейчас в МВД России, направлено на повышение эффективности оперативно-служебной деятельности, укрепление доверия к органам правопорядка со стороны населения. И, как известно, все эти перемены подразумевают повышение материальной обеспеченности и соцзащиты работников МВД.

Понятное дело, что в Северо-Кавказском федеральном округе все эти посылы приобретают особое звучание. Это подтвердил и начальник ГУВД по СК Александр Горовой во время своей первой встречи с краевым журналистским сообществом в пресс-клубе «Ставропольской правды». Ведь искренне хочется надеяться, что в правоохранительном ведомстве не просто сменится вывеска, а произойдут крайне необходимые качественные изменения в работе.

Юлия ПЛАТОНОВА
«На пути к единому знаменателю»
Газета «Ставропольская правда»
24 ноября 2010 года